Житие
Преподо́бный Кириа́к, Каргопольский и Сы́ринский (Сы́льинский) чудотворец, является одним из ярких светильников так называемой «Северной Фиваиды» – обширного духовного движения по освоению пустынных земель Русского Севера монахами-подвижниками в XIV-XVI веках. Подобно преподобным Сергию Радонежскому, Кириллу Белозерскому и их многочисленным ученикам, святой Кириа́к послужил делу христианского просвещения и духовного утверждения этого сурового края.
Житийные сведения о преподобном Кириа́ке, к сожалению, весьма скудны и не содержат подробностей о его происхождении, месте рождения или мирском имени. Эта особенность присуща многим житиям северных отшельников, которые сознательно «умирали для мира», оставляя позади все связи с прошлым. Традиционно предполагается, что он, подобно многим аскетам того времени, мог быть выходцем из Новгородских земель, откуда шло основное движение колонизации и христианизации Поонежья.
Первоначально преподобный Кириа́к избрал для своих подвигов место в лесной глуши на берегу великой северной реки Онеги, в пределах Каргопольского уезда. Здесь он вел жизнь строгую, в уединении и молитве. Однако, как это часто описывается в агиографии (науке о житиях святых), по мере того как росла его духовная слава, к нему стали стекаться люди. Одни искали исцеления от недугов, другие – духовного наставления, третьи – простого человеческого участия. Стремяs к высшей степени монашеского подвига – полному безмолвию (исихи́и), которое считалось необходимым условием для чистой молитвы и богообщения, преподобный Кириа́к тяготился нарушением своего уединения.
В поисках совершенной тишины он оставляет обжитое место и уходит вглубь дикого леса. Его новым пристанищем становится пустынный берег небольшой речки Сы́ри (в некоторых источниках – Сы́льи), притока Онеги. Здесь, вдали от всякого человеческого жилья, он водружает крест и строит себе малую келью. Жизнь его была наполнена суровыми испытаниями. Он терпел жестокий северный холод, скудость пищи, которую добывал трудами рук своих (вероятно, огородничеством или сбором лесных даров), и носил самую простую и ветхую одежду.
Особое место в житии занимают описания его духовной брани. Подобно древним отцам Египта, он претерпевал многочисленные искушения от демонических сил. Враг рода человеческого, как повествует житие, пытался устрашить подвижника различными привидениями, шумом и ужасами, а также наводил на него уныние и тоску, дабы принудить его покинуть избранное место. Но преподобный Кириа́к, вооруженный силой Креста Господня и непрестанной Иисусовой молитвой, мужественно отражал все нападки, стяжав у Господа дар победы над невидимыми врагами.
Господь, видящий тайные подвиги раба Своего, не оставил его светильник под спудом. Постепенно, по Промыслу Божию, молва о святом старце-отше́льнике вновь распространилась. К нему, преодолевая лесные топи и чащи, начали приходить ревнители благочестия. Некоторые из них умоляли святого позволить им остаться и подвизаться под его руководством. Преподобный Кириа́к, поначалу отказывавший из смирения и любви к уединению, в конце концов уступил их мольбам, видя в этом волю Божию.
Совершив свой земной путь и приготовив душу к переходу в вечность, преподобный Кириа́к Сыринский мирно отошел ко Господу в глубокой старости. Точная дата его преставления неизвестна, но церковное предание устойчиво относит ее к 28 апреля (11 мая по новому стилю) 1492 года. Честное тело его было с благоговением погребено братией в основанной им обители.
Почитание преподобного Кириа́ка как святого угодника Божия началось очень скоро после его кончины. У его гробницы, где почивали его святые мощи, стали совершаться чудесные исцеления. Множество паломников из Каргополя и окрестных селений стекалось в Сыринскую пустынь, прибегая к молитвенному заступничеству святого. Его имя было внесено в местные святцы, а впоследствии он стал почитаться и общецерковно в Соборе Новгородских и в Соборе Карельских святых. Основанная им обитель, хотя и не стала великой лаврой, на протяжении веков хранила память о своем святом основателе, являясь очагом духовной жизни в этом суровом северном краю. К сожалению, после революционных событий XX века монастырь был закрыт и разорен, но память о преподобном Кириа́ке жива в Церкви.
Другие святые с именем Кириак
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке