Житие прп. Кассиана Римлянина
- 29 февраля по Юлианскому календарю (14 марта в 2025 г.)
Авторские жития святого
Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин является одной из ключевых фигур святоотеческой письменности, чьи труды сформировали аскетическое богословие как на Западе, так и на Востоке. Он родился около 360 года. Дискуссии о месте его рождения ведутся до сих пор: одни источники указывают на Галлию, другие — на Малую Ски́фию (устье Дуная). Получив прекрасное классическое образование, он, однако, не прельстился мирской карьерой и направил стопы к духовным высотам.
Духовное становление на Востоке
Первые шаги в монашестве святой сделал в Вифлееме, в киновии близ пещеры Рождества Христова. Но душа его жаждала большего подвига, и вместе с другом Герма́ном он испросил благословения отправиться в Египет. Это путешествие длилось (с небольшим перерывом) около десяти лет. Кассиан и Герман обошли пустыни Нитрийскую, Келлии и Скит, беседуя со святыми старцами. Кассиан обладал уникальным даром — он умел систематизировать духовный опыт. Все услышанное от великих авв он слагал в сердце, чтобы позже записать для назидания потомков.
Константинопольский и Римский периоды
Около 400 года подвижники прибыли в Константинополь. Здесь произошла судьбоносная встреча с архиепископом Иоанном Златоустом. Святитель оказал огромное влияние на Кассиана, став для него образцом пастыря и проповедника. Златоуст рукоположил Кассиана в диакона и поручил ему хранение церковной утвари. В 404 году, когда Златоуст был несправедливо изгнан, верный ученик отправился в Рим с апелляцией к папе Иннокентию I. В Риме Кассиан прожил около десяти лет, был рукоположен в пресвитера и сблизился с будущим папой Львом Великим.
Труды в Массилии и борьба с ересями
Около 415 года преподобный поселился в Южной Галлии, в Массилии. Здесь он основал монастырь святого Виктора для мужчин и обитель Спасителя для дев. По просьбе епископа Кастора он написал главные труды. В сочинении «О постановлениях киновий» он описал внешнюю сторону монашеской жизни (одежду, молитвы, послушания) и борьбу с восемью главными пороками (чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью). В «Собеседованиях» же он раскрыл внутреннюю брань подвижника, говоря о целях жизни, о благодати, о ступенях совершенства.
В богословском плане Иоанн Кассиан занял позицию «золотой середины» в споре между учением Пела́гия (который отрицал необходимость благодати для спасения) и блаженного Августина (который в полемике с Пелагием умалял свободу воли). Преподобный Кассиан учил, что спасение есть синергия: Благодать Божия призывает и помогает, но свободная воля человека должна откликнуться и трудиться. Позже, по просьбе архидиакона Льва, он написал труд «О воплощении Господа» против ереси Несто́рия, догматически точно изложив учение о двух природах Христа.
Преподобный Кассиан отошел ко Господу в 435 году. Его мощи почивают в Марселе, в аббатстве Сен-Виктор. Для православного мира он навсегда остался наставником трезвения, чьи тексты вошли в состав «Добротолюбия» и по сей день питают души ищущих спасения.
Другие святые с именем Кассиан
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке