Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Кассиана Римлянина

Дни памяти
  • 29 февраля по Юлианскому календарю (14 марта в 2025 г.)
Авторские жития святого
Память преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и преподобного Германа, с ним подвизавшегося
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин является одной из ключевых фигур святоотеческой письменности, чьи труды сформировали аскетическое богословие как на Западе, так и на Востоке. Он родился около 360 года. Дискуссии о месте его рождения ведутся до сих пор: одни источники указывают на Галлию, другие — на Малую Ски́фию (устье Дуная). Получив прекрасное классическое образование, он, однако, не прельстился мирской карьерой и направил стопы к духовным высотам.

Духовное становление на Востоке

Первые шаги в монашестве святой сделал в Вифлееме, в киновии близ пещеры Рождества Христова. Но душа его жаждала большего подвига, и вместе с другом Герма́ном он испросил благословения отправиться в Египет. Это путешествие длилось (с небольшим перерывом) около десяти лет. Кассиан и Герман обошли пустыни Нитрийскую, Келлии и Скит, беседуя со святыми старцами. Кассиан обладал уникальным даром — он умел систематизировать духовный опыт. Все услышанное от великих авв он слагал в сердце, чтобы позже записать для назидания потомков.

Константинопольский и Римский периоды

Около 400 года подвижники прибыли в Константинополь. Здесь произошла судьбоносная встреча с архиепископом Иоанном Златоустом. Святитель оказал огромное влияние на Кассиана, став для него образцом пастыря и проповедника. Златоуст рукоположил Кассиана в диакона и поручил ему хранение церковной утвари. В 404 году, когда Златоуст был несправедливо изгнан, верный ученик отправился в Рим с апелляцией к папе Иннокентию I. В Риме Кассиан прожил около десяти лет, был рукоположен в пресвитера и сблизился с будущим папой Львом Великим.

Труды в Массилии и борьба с ересями

Около 415 года преподобный поселился в Южной Галлии, в Массилии. Здесь он основал монастырь святого Виктора для мужчин и обитель Спасителя для дев. По просьбе епископа Кастора он написал главные труды. В сочинении «О постановлениях киновий» он описал внешнюю сторону монашеской жизни (одежду, молитвы, послушания) и борьбу с восемью главными пороками (чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью). В «Собеседованиях» же он раскрыл внутреннюю брань подвижника, говоря о целях жизни, о благодати, о ступенях совершенства.

В богословском плане Иоанн Кассиан занял позицию «золотой середины» в споре между учением Пела́гия (который отрицал необходимость благодати для спасения) и блаженного Августина (который в полемике с Пелагием умалял свободу воли). Преподобный Кассиан учил, что спасение есть синергия: Благодать Божия призывает и помогает, но свободная воля человека должна откликнуться и трудиться. Позже, по просьбе архидиакона Льва, он написал труд «О воплощении Господа» против ереси Несто́рия, догматически точно изложив учение о двух природах Христа.

Преподобный Кассиан отошел ко Господу в 435 году. Его мощи почивают в Марселе, в аббатстве Сен-Виктор. Для православного мира он навсегда остался наставником трезвения, чьи тексты вошли в состав «Добротолюбия» и по сей день питают души ищущих спасения.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист