Житие
История русского монашества неразрывно связана с эпохой духовного возрождения XIV века, и фигура преподобного Исаа́кия Молчальника занимает в ней скромное, но значимое место. Будучи современником и сподвижником преподобного Сергия Радонежского, он стал олицетворением исихастской традиции — практики «умного делания» и священного безмолвия, пришедшей на Русь с Афона и из Византии.
Вступив в братию Троицкого монастыря в ранний период его существования, Исаа́кий проявил себя ревностным исполнителем монашеских обетов. Когда преподобный Сергий, следуя посланию Константинопольского патриарха Филофея, начал вводить в обители кинови́ю (общежительный устав), это вызвало серьезное сопротивление части насельников, привыкших к особножительству. В этот критический момент, когда даже сам игумен Сергий вынужден был временно покинуть обитель, Исаа́кий оставался одним из столпов, на которых держался духовный авторитет настоятеля. Его поддержка заключалась не в громких речах, а в кротком примере абсолютного послушания.
Духовные очи преподобного Исаа́кия были открыты для восприятия горнего мира. Житие сообщает о нескольких случаях его духовидчества. Наиболее подробно описано чудо за Литургией. Стоя в алтаре, Исаа́кий заметил, что лицо преподобного Сергия просияло неземным светом, а рядом с ним у престола священнодействует светоносный юноша. На вопрос Исаа́кия: «Отче, что это за чудесное видение?» — преподобный Михе́й (другой ученик Сергия) подтвердил, что тоже видит Ангела Господня. Позже Исаа́кий стал свидетелем того, как небесный огонь, «свившись как плащаница», погрузился в потир перед причащением игумена. Преподобный Сергий, провидя дух ученика, строго запретил ему рассказывать об этом до времени своего отшествия ко Господу.
Вероятно, именно опыт соприкосновения с Божественной энергией (Фаворским светом) стал причиной принятия Исаа́кием обета молчания. Молчальничество в православной аскетике — это не просто отказ от речи, но способ хранения ума от помыслов для непрестанной беседы с Богом. Преподобный сочетал этот подвиг с послушанием «книгописца». В описях Троице-Сергиевой Лавры упоминались рукописи, созданные его рукой. Переписывание богослужебных и святоотеческих книг в то время считалось формой проповеди и священнодействия.
Кончина преподобного последовала около 1388 года. Его погребли к востоку от Троицкого собора. Почитание святого началось вскоре после его смерти, о чем свидетельствуют упоминания в ранних редакциях Жития Сергия Радонежского, составленных Пахо́мием Логофетом в XV веке. Имя преподобного Исаа́кия включено в месяцеслов Симона (Азарьина) середины XVII века, что подтверждает устойчивую традицию его литургического поминовения как великого подвижника и чудотворца Радонежского.
Другие святые с именем Исаакий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке