Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Исаака Сирина Ниневийского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Исаака Сирина
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизнь преподобного Исаака Сирина, одного из величайших мистиков христианского Востока, приходится на сложный исторический период VII века. Он родился в регионе Бет-Катра́йе (на побережье Персидского залива). Местная христианская традиция отличалась глубоким аскетизмом и ученостью. Исаак с юности показал способность к наукам, изучая не только Священное Писание, но и труды греческих философов. Вместе с братом он поступил в монастырь Мар-Матта́й близ Мосула. Вскоре его брат был избран настоятелем, но Исаак, тяготившийся общежительным укладом и вниманием к своей персоне, ушел в пустыню.

В 676 году католикос Востока Геварги́ос I, посетивший Бет-Катрайе, был поражен духовной высотой отшельника и насильно рукоположил его во епископа великого города Ниневии. Вступление Исаака на кафедру совпало с периодом нестроений, однако не внешние враги, а внутреннее состояние паствы стало причиной его ухода. Святой столкнулся с юридизмом и жестокостью горожан, не желавших жить по духу Евангелия. Известен случай, когда богач требовал суда над бедняком, а на призыв епископа к милосердию ответил грубостью. «Не может быть мира там, где господствует буква закона, а не милость», — решил святой и, взяв лишь посох, удалился в горы.

Основным местом его подвигов стал горный массив в Хузистане, среди малярийных болот и диких зверей. Позднее он перешел в монастырь Рабба́н Шабу́р, ставший центром духовного просвещения. Здесь преподобный Исаак создал свои бессмертные творения. Его язык — это язык пламенной любви и парадоксов. Он писал о «пламени вещей», о любви Божией, которая, по его дерзновенной мысли, является причиной сотворения мира и будет причиной его конечного восстановления. Святой учил, что ад — это не место отсутствия Бога, а «бич божественной любви»: грешники страдают не от гнева Творца, а от невозможности принять Его любовь.

Труды святого Исаака дошли до нас в нескольких томах. Первый том (широко известный в переводах) содержит наставления об аскезе, борьбе со страстями и молитве. Второй и третий тома, открытые исследователями лишь в XX веке, содержат более глубокие богословские созерцания. Стиль Исаака отличается поэтичностью и психологической точностью. Он первый среди отцов так подробно описал состояния богооставленности и уныния, давая советы, как пережить тьму духа, не потеряв надежды.

В глубокой старости преподобный лишился зрения. Современники свидетельствуют, что его слепота была следствием «неумеренного чтения» и «плача о мире». Но даже будучи слепым, он диктовал свои озарения ученикам-писцам. Скончался преподобный Исаак в начале VIII века (ок. 700 года) и был погребен в монастыре Раббан Шабур. Его почитание быстро вышло за пределы Сиро-Персидской Церкви: уже в VIII–IX веках его труды были переведены на греческий язык в лавре Саввы Освященного, откуда они начали свое триумфальное шествие по православному миру, став настольной книгой для монахов Афона и Руси.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист