Житие прп. Исаака Сирина Ниневийского
Авторские жития святого
Жизнь преподобного Исаака Сирина, одного из величайших мистиков христианского Востока, приходится на сложный исторический период VII века. Он родился в регионе Бет-Катра́йе (на побережье Персидского залива). Местная христианская традиция отличалась глубоким аскетизмом и ученостью. Исаак с юности показал способность к наукам, изучая не только Священное Писание, но и труды греческих философов. Вместе с братом он поступил в монастырь Мар-Матта́й близ Мосула. Вскоре его брат был избран настоятелем, но Исаак, тяготившийся общежительным укладом и вниманием к своей персоне, ушел в пустыню.
В 676 году католикос Востока Геварги́ос I, посетивший Бет-Катрайе, был поражен духовной высотой отшельника и насильно рукоположил его во епископа великого города Ниневии. Вступление Исаака на кафедру совпало с периодом нестроений, однако не внешние враги, а внутреннее состояние паствы стало причиной его ухода. Святой столкнулся с юридизмом и жестокостью горожан, не желавших жить по духу Евангелия. Известен случай, когда богач требовал суда над бедняком, а на призыв епископа к милосердию ответил грубостью. «Не может быть мира там, где господствует буква закона, а не милость», — решил святой и, взяв лишь посох, удалился в горы.
Основным местом его подвигов стал горный массив в Хузистане, среди малярийных болот и диких зверей. Позднее он перешел в монастырь Рабба́н Шабу́р, ставший центром духовного просвещения. Здесь преподобный Исаак создал свои бессмертные творения. Его язык — это язык пламенной любви и парадоксов. Он писал о «пламени вещей», о любви Божией, которая, по его дерзновенной мысли, является причиной сотворения мира и будет причиной его конечного восстановления. Святой учил, что ад — это не место отсутствия Бога, а «бич божественной любви»: грешники страдают не от гнева Творца, а от невозможности принять Его любовь.
Труды святого Исаака дошли до нас в нескольких томах. Первый том (широко известный в переводах) содержит наставления об аскезе, борьбе со страстями и молитве. Второй и третий тома, открытые исследователями лишь в XX веке, содержат более глубокие богословские созерцания. Стиль Исаака отличается поэтичностью и психологической точностью. Он первый среди отцов так подробно описал состояния богооставленности и уныния, давая советы, как пережить тьму духа, не потеряв надежды.
В глубокой старости преподобный лишился зрения. Современники свидетельствуют, что его слепота была следствием «неумеренного чтения» и «плача о мире». Но даже будучи слепым, он диктовал свои озарения ученикам-писцам. Скончался преподобный Исаак в начале VIII века (ок. 700 года) и был погребен в монастыре Раббан Шабур. Его почитание быстро вышло за пределы Сиро-Персидской Церкви: уже в VIII–IX веках его труды были переведены на греческий язык в лавре Саввы Освященного, откуда они начали свое триумфальное шествие по православному миру, став настольной книгой для монахов Афона и Руси.
Другие святые с именем Исаак
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке