Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Иннокентия Комельского, Вологодского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Преподобный Иннокентий Коме́льский (Вологодский) является одним из ярчайших представителей направления «нестяжателей» в русском монашестве. Он происходил из московского боярского рода Охля́бининых, ветви князей Ухорских, однако точная дата его рождения в исторических актах не сохранилась. Воспитанный в благочестии, он рано осознал суетность мирской славы и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Стремление к высшей форме монашеского делания — умной молитве и безмолвию — привело его к преподобному Нилу Сорскому, основателю скитского жития на Руси.

Иннокентий стал не просто учеником, но духовным сотаинником великого старца. Существует предание, что они вместе совершили паломничество в Палестину, Константинополь и на Святую Гору Афон, где изучали опыт восточного монашества, хотя некоторые историки полагают, что Иннокентий примкнул к Нилу уже после возвращения последнего в Россию. В скиту на реке Сорке они подвизались в крайней нищете и трудах. Перед своим преставлением в 1508 году преподобный Нил, желая, чтобы его ученик развил традицию общежительного монашества, отправил Иннокентия в Комельский лес со словами: «Там уже многие спасаются». Это было пророчеством о будущем монастыре.

Место для новой обители было выбрано в глухих лесах Вологодчины, у реки Еды, притока Ну́рмы. Первое время святой жил в дупле огромного дерева, подражая древним столпникам. Однако свет его добродетелей нельзя было скрыть: к нему начали приходить ревнители благочестия. В 1514 году по благословению митрополита Варлаама был освящен первый деревянный храм в честь Преображения Господня. Преподобный Иннокентий, ставший игуменом, ввел в обители строгий общежительный устав, основанный на правилах святых отцов и завещании Нила Сорского.

Духовное наследие и «Завет»

Особую ценность для церковной истории представляет литературное наследие святого — его «Завет» (или Устав), написанный незадолго до кончины. В этом документе преподобный Иннокентий излагает квинтэссенцию русского нестяжательства:

  • О нестяжании: «Никтоже да нарицает что своим, но вся обща да будут». Монастырское имущество должно быть минимальным, необходимым лишь для выживания.
  • О рукоделии: Монахи обязаны кормиться трудом рук своих, не надеясь на подаяния мирян.
  • О молитве: Главное делание инока — непрестанная молитва Иисусова и хранение ума от помыслов (трезвение).
  • О книжности: В кельях не должно быть ничего лишнего, кроме икон и книг, чтение которых почиталось равным молитве.

В своем «Надсловии» к уставу преподобный Иннокентий проявил глубочайшее смирение, именуя себя «худым и грешным». Он заповедал братии после его смерти не ставить часовни над его могилой, а само тело бросить в болото, считая себя недостойным погребения. Однако, как и в случае с преподобным Нилом Сорским, братия не решилась исполнить столь суровую волю буквально и с честью предала тело учителя земле в пределах обители.

Святой преставился ко Господу 19 марта 1521 года. Заступничество преподобного Иннокентия не раз спасало обитель. Так, в 1538 году, во время набега казанских татар на Вологодские земли, враги подошли к монастырю, но были остановлены чудесным явлением старца и множества воинов с ним, что заставило захватчиков в страхе бежать. Это чудо послужило началом широкого почитания святого. На протяжении веков у его гробницы совершались исцеления. Мощи преподобного Иннокентия почивают под спудом в руинированном в советские годы Преображенском соборе монастыря (ныне ведутся работы по возрождению).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист