Житие прп. Иннокентия Комельского, Вологодского
Авторские жития святого
Преподобный Иннокентий Коме́льский (Вологодский) является одним из ярчайших представителей направления «нестяжателей» в русском монашестве. Он происходил из московского боярского рода Охля́бининых, ветви князей Ухорских, однако точная дата его рождения в исторических актах не сохранилась. Воспитанный в благочестии, он рано осознал суетность мирской славы и принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Стремление к высшей форме монашеского делания — умной молитве и безмолвию — привело его к преподобному Нилу Сорскому, основателю скитского жития на Руси.
Иннокентий стал не просто учеником, но духовным сотаинником великого старца. Существует предание, что они вместе совершили паломничество в Палестину, Константинополь и на Святую Гору Афон, где изучали опыт восточного монашества, хотя некоторые историки полагают, что Иннокентий примкнул к Нилу уже после возвращения последнего в Россию. В скиту на реке Сорке они подвизались в крайней нищете и трудах. Перед своим преставлением в 1508 году преподобный Нил, желая, чтобы его ученик развил традицию общежительного монашества, отправил Иннокентия в Комельский лес со словами: «Там уже многие спасаются». Это было пророчеством о будущем монастыре.
Место для новой обители было выбрано в глухих лесах Вологодчины, у реки Еды, притока Ну́рмы. Первое время святой жил в дупле огромного дерева, подражая древним столпникам. Однако свет его добродетелей нельзя было скрыть: к нему начали приходить ревнители благочестия. В 1514 году по благословению митрополита Варлаама был освящен первый деревянный храм в честь Преображения Господня. Преподобный Иннокентий, ставший игуменом, ввел в обители строгий общежительный устав, основанный на правилах святых отцов и завещании Нила Сорского.
Духовное наследие и «Завет»
Особую ценность для церковной истории представляет литературное наследие святого — его «Завет» (или Устав), написанный незадолго до кончины. В этом документе преподобный Иннокентий излагает квинтэссенцию русского нестяжательства:
- О нестяжании: «Никтоже да нарицает что своим, но вся обща да будут». Монастырское имущество должно быть минимальным, необходимым лишь для выживания.
- О рукоделии: Монахи обязаны кормиться трудом рук своих, не надеясь на подаяния мирян.
- О молитве: Главное делание инока — непрестанная молитва Иисусова и хранение ума от помыслов (трезвение).
- О книжности: В кельях не должно быть ничего лишнего, кроме икон и книг, чтение которых почиталось равным молитве.
В своем «Надсловии» к уставу преподобный Иннокентий проявил глубочайшее смирение, именуя себя «худым и грешным». Он заповедал братии после его смерти не ставить часовни над его могилой, а само тело бросить в болото, считая себя недостойным погребения. Однако, как и в случае с преподобным Нилом Сорским, братия не решилась исполнить столь суровую волю буквально и с честью предала тело учителя земле в пределах обители.
Святой преставился ко Господу 19 марта 1521 года. Заступничество преподобного Иннокентия не раз спасало обитель. Так, в 1538 году, во время набега казанских татар на Вологодские земли, враги подошли к монастырю, но были остановлены чудесным явлением старца и множества воинов с ним, что заставило захватчиков в страхе бежать. Это чудо послужило началом широкого почитания святого. На протяжении веков у его гробницы совершались исцеления. Мощи преподобного Иннокентия почивают под спудом в руинированном в советские годы Преображенском соборе монастыря (ныне ведутся работы по возрождению).
Другие святые с именем Иннокентий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке