Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Жизненный путь преподобного Илариона, в миру Илариона Мефодиевича Фокина, начался в 1774 году в селе Зви́здино Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Он происходил из рода государственных крестьян; родители его, Мефодий и Феодосия, отличались патриархальным благочестием. Уже в семилетнем возрасте отрок проявлял наклонности к аскетизму: он часто удалялся от сверстников, любил церковные службы и пост. Грамоте он обучился самостоятельно, чтобы читать Священное Писание.

Достигнув совершеннолетия, Иларион, несмотря на уговоры родителей жениться, твердо решил избрать путь иночества. Он удалился из родного дома и начал жизнь странника. Четыре года он провел в Киево-Печерской Лавре, затем посетил Соловецкий монастырь, Валаам и другие святыни Русского Севера. По возвращении в родные края он некоторое время жил в землянке, выкопанной им в овраге, проводя дни и ночи в молитвенном бдении. Однако слава о его подвигах начала привлекать людей, и, избегая мирской славы, он вынужден был менять места жительства.

Переломным моментом в его жизни стало переселение в село Троеку́рово (ныне Липецкой епархии) в 1824 году. По просьбе местного помещика Ивана Ивановича Раевского и с благословения тамбовского архиерея, Иларион поселился при местном храме. Здесь началась его многолетняя жизнь в затворе. Его келья была тесной, скудно обставленной; пищей служили лишь хлеб и вода, да и те он вкушал в меру, необходимую лишь для поддержания жизни.

Духовный облик преподобного Илариона был светел и строг. Господь наделил его даром прозорливости: он видел внутреннее устроение каждого приходящего к нему человека. Сохранилось множество свидетельств того, как старец обличал нераскаянные грехи, предупреждал об опасностях и исцелял болезни, неподвластные врачам. К нему приезжали за советом не только простые крестьяне, но и знатные дворяне, и купцы. Свою прозорливость он часто скрывал под видом юродства или иносказания.

Главным делом жизни святого стало основание Троекуровской женской общины. Видя бедственное положение многих вдов и сирот, желавших посвятить себя Богу, но не имевших средств для вклада в монастыри, Иларион начал собирать их под свое духовное окормление. Он составил для сестер строгий устав, основанный на труде и непрестанной молитве. Несмотря на множество препятствий и скудость средств, община росла и крепла молитвами старца. Официальный статус монастыря обитель получила уже после его кончины, но фундамент — духовный и материальный — был заложен именно им.

Предчувствуя скорую кончину, преподобный Иларион сделал последние распоряжения о жизни общины и мирно почил 5 ноября 1853 года. Его тело оставалось нетленным в течение нескольких дней до погребения, несмотря на теплое помещение. Почитание старца как святого началось в народе немедленно. В 1999 году были обретены его честные мощи, которые были перенесены в храм Архангела Михаила Троекуровского монастыря, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику общецерковных святых.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист