Житие прп. Иеронима Блаженного, Стридонского
Авторские жития святого
Среди отцов Древней Церкви фигура блаженного Иеронима занимает особое место, соединяя в себе строгую аскезу восточного монашества и ученость западной традиции. Рожденный в Стридо́не около 347 года, Евсе́вий Иероним (полное имя святого) получил лучшее для того времени образование в Риме у грамматика Элия Доната. Юность его прошла в изучении античных классиков, но и в соблазнах столичной жизни, о чем он позже сожалел в своих исповедях.
Переломным моментом стало путешествие в Галлию, в город Трир, где он познакомился с опытом монашеской жизни, вдохновленным примером преподобного Антония Великого. Отказавшись от светской карьеры, Иероним избирает путь отшельничества. Самый драматичный период его жизни прошел в Халкидской пустыне Сирии. Здесь, изможденный постом и зноем, он боролся с воспоминаниями о римской жизни. Лекарством от искушений стало изучение иврита, открывавшего путь к подлинному смыслу Божественного Откровения.
После периода церковных смут в Антиохии и пребывания в Константинополе, где он углублял богословские знания под руководством святителей Григория Богослова и Григория Нисского, Иероним в 382 году вернулся в Рим. Став секретарем Папы Дамаса I, он начал труды по исправлению старых латинских версий Нового Завета. Его ригоризм и критика нравственного состояния общества вызвали недовольство. После смерти Папы Иероним был вынужден покинуть Рим.
Последние 34 года жизни святой провел в Вифлееме. На средства благочестивой Павлы были построены мужской и женский монастыри, а также странноприимный дом. Живя в пещере рядом с местом Рождества Спасителя, Иероним завершил перевод Ветхого Завета с еврейского языка (Вульга́та). Ему принадлежат толкования на пророков, Евангелие от Матфея и послания апостола Павла. Иероним был ревностным полемистом: он противостоял ересям Пелагия, Иовиниана и Вигилянтия, а также участвовал в спорах вокруг учения Ориге́на.
Кончина преподобного пришлась на тревожное время — он застал весть о взятии Рима готами Алариха. Умер он 30 сентября 420 года. Его мощи впоследствии были перенесены в Рим, в базилику Санта-Мария-Маджоре. В Русской Православной Церкви его память совершается 15 (28) июня, почитая его святость и неоценимый вклад в библеистику.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке