Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Григория Синаита

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Григория Синаита
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Преподобный Григорий Синаи́т, великий наставник умного делания и возродитель *исиха́зма* в XIV веке, родился в Малой Азии, в местности близ селения Клазоме́нах (Иония), около 1255-1265 годов. Происходя из богатой и благочестивой семьи, он получил хорошее образование. Еще в молодости, во время одного из турецких набегов, он был захвачен в плен и уведен в Лаодикию. Его благочестие и кротость расположили к нему даже его поработителей. Вскоре местные христиане, видя его преданность вере, выкупили юношу из плена.

Обретя свободу, Григорий не вернулся в мир, но отправился на остров Кипр, где в одном из монастырей принял постриг в рясофор. Однако внешнее благочестие кипрских монахов не удовлетворяло его душевных запросов. Он жаждал более строгого и внутреннего подвига. Услышав о святости Синайской горы, он отправился туда. На Синае он был пострижен в малую схиму и ревностно исполнял возложенные на него послушания, в том числе служил поваром и канонархом (чтецом). В свободное время он с усердием изучал Священное Писание и творения святых отцов-пустынников. Именно из этих книг он узнал о высоком подвиге «умного делания» — непрестанной внутренней молитвы и созерцании Божественного Света.

Скорбя о том, что среди синайских братий он не нашел никого, кто мог бы наставить его в этом тайном подвиге (как он сам пишет, они «знали только о деятельной жизни, но о созерцательной не имели и понятия»), он покинул Синай. Его путь лежал на остров Крит, где, по слухам, подвизался великий старец-созерцатель по имени Арсений. Прибыв на Крит, Григорий нашел старца. Тот, желая испытать пришельца, сперва прогнал его с притворной строгостью. Но Григорий, показав великое смирение, остался у входа в келью. Увидев его терпение, старец Арсений принял его и стал его духовным наставником, открыв ему все тайны исихастской практики, методы трезвения (хранения ума от помыслов) и восхождения к богосозерцанию.

Проведя несколько лет у старца Арсения, преподобный Григорий, по его благословению (а по другим источникам — после его кончины), около 1310 года прибыл на Святую Гору Афон. Афон в то время был центром монашеского подвижничества, но, к удивлению святого, и здесь практика умного делания была почти полностью забыта. Большинство монахов ограничивалось внешними подвигами поста, бдения и уставного богослужения, не ведая о внутреннем «сокровище сердца».

Преподобный Григорий поселился в уединенном скиту Магула, принадлежавшем Филофеевскому монастырю. Он начал учить тому, что получил от старца Арсения. Его учение о «методе» молитвы — о соединении ума с сердцем, о внимании к дыханию как вспомогательном средстве, о призывании Имени Иисусова в безмолвии — поначалу вызвало сильное противодействие. Многие, включая известных подвижников, обвиняли его в *пре́лести* (духовном самообмане) и называли его учение еретическим, так как оно было им незнакомо.

Однако святость жизни, глубокое знание Писания и святоотеческих творений, а также духовные плоды, которые приносило его учение, постепенно изменили отношение к нему. Вокруг него собрался круг учеников, среди которых были будущий святитель Григорий Палама (хотя он в большей степени был учеником исихастской традиции, возрожденной Синаитом, нежели его прямым учеником), будущий Патриарх Константинопольский святой Каллист I (написавший его житие) и многие другие. Преподобный Григорий стал, по сути, главным восстановителем исихастской традиции на Афоне, которая затем была богословски защищена и сформулирована святителем Григорием Паламой.

Труды и наследие

Преподобный Григорий Синаит известен не только как практик, но и как выдающийся духовный писатель. Его перу принадлежат:

  • «Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а также – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве» (150 глав).
  • «О безмолвии [исихии] и о двух образах молитвы».
  • «О том, как безмолвствующему надлежит сидеть [во время молитвы] и не вставать поспешно».
  • Различные наставления и гимнографические труды (например, канон Святому Кресту).

Его сочинения являются квинтэссенцией аскетического опыта Древней Церкви и вошли в состав «Добротолюбия» («Филокалии»), став настольной книгой для монашествующих на многие столетия.

Основание монастыря в Парории

В период между 1325 и 1335 годами жизнь на Афоне стала невыносимой из-за постоянных грабительских набегов турецких пиратов. Монастыри разорялись, а скиты и кельи пустынников были беззащитны. Преподобный Григорий со своими учениками был вынужден покинуть Святую Гору. После некоторых странствий (он побывал в Фессалониках, на Хиосе, в Митилини и в Константинополе), он нашел прибежище в горах Паро́рии, в дикой местности на границе между Византией и Болгарским царством.

Здесь, под покровительством болгарского царя Иоанна-Александра, святой основал несколько монастырей, которые стали новым великим центром исихазма. В Парорийскую обитель стекались монахи не только из Греции, но в особенности из Сербии и Болгарии. Именно отсюда исихазм начал свое триумфальное шествие по славянским землям, определив духовное развитие Сербии, Болгарии и, несколько позже, Руси. Преподобный Григорий мирно преставился ко Господу в своей обители 27 ноября 1346 года.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист