Житие прпп. Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских
Авторские жития святого
Родиной преподобного Евфроси́на, нареченного в крещении Елеаза́ром, было село Виделебье, расположенное в окрестностях Пскова — города, славного своими традициями и глубоким благочестием. Родился он около 1386 года. Родители его, хотя и не были знатны по происхождению, отличались добродетелью. Елеазар получил хорошее для своего времени образование и обнаружил великую любовь к чтению духовных книг, особенно Евангелия и Псалтири.
Стремление к иночеству проявилось в нем рано. Избегая мирской суеты и уклонившись от приготовленного родителями брака, он тайно ушел в Снетого́рский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Там он принял постриг, начав восхождение по лествице духовных добродетелей. Смирение и послушание новоначального инока удивляли даже опытных старцев. Однако душа Евфросина алкала безмолвия, недостижимого в шумной городской обители, часто посещаемой паломниками и мирянами.
Испросив благословение, преподобный удалился в глухие леса на реку Толву. В одиночестве он претерпевал бесовские нападения и телесные лишения, но укреплялся благодатью Божией. Со временем вокруг него стала собираться братия. Знаковым событием в жизни святого стало явление ему Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые повелели ему построить храм во имя их. Исполняя волю небесных покровителей, Евфросин воздвиг церковь, ставшую сердцем нового Спасо-Елеазаровского монастыря.
Устав и богослужебные труды
Преподобный Евфросин вошел в историю Русской Православной Церкви как начальник псковского пустынножительства. Он составил для своей обители особый устав, ориентированный на скитский образ жизни. В отличие от киновии (полного общежития), скитский устав предполагал, что иноки живут в отдельных кельях, имея общее богослужение и трапезу лишь по воскресным и праздничным дням, что способствовало углубленной келейной молитве. Этот опыт он перенял, изучая древние патерики и через сношения с Константинополем.
Особое место в житии святого занимает вопрос о сугубой (двойной) аллилуии. В то время в Пскове шли споры о том, сколько раз следует произносить «аллилуиа» во время славословия. Преподобный Евфросин, будучи ревнителем старины, отстаивал «сугубую» традицию («Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже»), ссылаясь на видение и древние книги. Для разрешения сомнений он даже посылал своего ученика в Царьград к патриарху. Хотя впоследствии утвердилась трегубая традиция, позиция преподобного свидетельствовала о его глубокой богословской ответственности.
Кончина и наследие
Дожив до глубокой старости, преподобный Евфросин не оставлял попечения о духовном преуспеянии братии. В своем «Духовном завещании» он оставил заветы христианской любви, нестяжания и верности церковным преданиям. Учениками святого были такие светильники веры, как преподобный Савва Крыпецкий, Игна́тий и Харалампий, ставшие основателями новых обителей и распространителями его духовной школы.
Святой отошел ко Господу 15 мая 1481 года, в день памяти преподобного Пахомия Великого. Тело его было погребено в основанной им церкви Трех Святителей. В 1551 году на Стоглавом соборе преподобный Евфросин был прославлен как общецерковный святой. Мощи его почивают под спудом в Спасо-Елеазаровском монастыре, который и поныне является местом паломничества верующих, ищущих утешения и молитвенной помощи великого псковского чудотворца.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке