Житие прп. Евфимия исп.
Авторские жития святого
Житие преподобного Евфимия Великого, составленное его учеником Кириллом Скифопольским, открывает перед нами образ одного из величайших подвижников христианской древности. Он родился в 377 году в Мелити́не при императоре Грациане. Его родители, Павел и Дионисия, принадлежали к знатному роду. После смерти отца мать отдала отрока на воспитание епископу Отрию. С юных лет Евфимий проявлял исключительное усердие в молитве и изучении Священного Писания. Пройдя все степени церковного служения, он был поставлен пресвитером и хорепископом, отвечая за управление монастырями епархии. В этот период он часто посещал обитель святого Полиевкта и удалялся на гору к подвижникам Акакию и Синодию.
Тяготясь человеческой славой, в 29 лет он оставил родину и прибыл в Иерусалим. Поселившись в лавре Фаран, он вел жизнь в строгом воздержании, снискивая пропитание плетением корзин. Здесь он сблизился с преподобным Феокти́стом. Их дружба была столь крепка, что братия называла их «единой душой в двух телах». Каждый год после праздника Богоявления они удалялись в пустыню Кутила до Вербного воскресенья. В один из таких уходов они обнаружили пещеру на обрывистом склоне потока, где и решили остаться навсегда, питаясь лишь дикими травами.
Господь открыл место их подвигов людям, когда пастухи-сарацины случайно наткнулись на отшельников. Вскоре к пещере стали приходить паломники. Евфимий, не желая лишаться безмолвия, основал общежительный монастырь (киновию) для новоначальных иноков, поручив управление им Феоктисту, а сам положил начало лаврскому уставу для опытных подвижников. Кельи отшельников располагались на расстоянии друг от друга, а братия собиралась вместе только на субботние и воскресные богослужения. Среди чудес, совершенных святым, летописцы отмечают насыщение четырехсот паломников несколькими хлебами, а также низведение дождя и прозорливое видение душевного состояния приходящих.
Особую роль преподобный сыграл в догматической борьбе V века. Будучи строгим аскетом, он не пренебрегал вопросами вероучения. Когда был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне (451 г.), Евфимий безоговорочно принял его постановления, осуждающие монофизитство. В то время как лжеучитель Феодосий захватил Иерусалимский престол и увлек за собой множество палестинских иноков, Евфимий оставался столпом Православия. Его пустыня стала убежищем для тех, кто не желал вступать в общение с еретиками. Именно его духовный авторитет убедил императрицу Евдоки́ю, жившую тогда в Иерусалиме, отказаться от ереси и воссоединиться с Кафолической Церковью.
За неделю до кончины, в праздник памяти преподобного Антония Великого, Евфимий предсказал свою смерть. Он собрал учеников и дал им последнее наставление, заповедав хранить страннолюбие, смирение и чистоту веры. «Если я обрету дерзновение у Бога, — сказал он, — то буду молиться, чтобы духом быть с вами и с теми, кто придет после вас». Преподобный Евфимий почил 20 января 473 года. На его погребение прибыл патриарх Анаста́сий и огромное множество народа. Мощи святого, прославленные нетлением и чудесами, оставались в Лавре, которая просуществовала до разрушения мамлюками в XIII веке.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке