Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Житие преподобного Даниила Черного, московского иконописца, являет нам пример того, как художественный дар может быть преображен в путь к святости через смирение, аскезу и послушание. Сведения о его жизни скудны и черпаются преимущественно из летописных упоминаний о росписи храмов и из житийных сборников более позднего времени. Прозвище «Черный», закрепившееся за ним в историографии, встречается в текстах лишь с XVII века и, вероятно, указывает на его схимнический постриг или особо строгую аскетическую жизнь.

Духовный путь преподобного неразрывно связан со Спасо-Андрониковым монастырем, основанным учеником преподобного Сергия — святителем Алекси́ем. Здесь Даниил подвизался вместе с преподобным Андреем Рублевым. Свидетельство об их жизни оставил преподобный Иосиф Волоколамский, ссылаясь на записи старца Спиридо́на. Он пишет, что Даниил и Андрей были «сопостниками», то есть разделяли один келейный быт, вместе постились и молились. В праздничные дни, когда иконописание прерывалось, они садились перед чтимыми иконами и часами созерцали их, наполняясь «божественной радостью и светлостью». Это созерцание было для них источником творческого вдохновения, которое они черпали не в земных образах, а в горнем мире.

Исторические документы фиксируют два главных этапа их совместного творчества. Первый — роспись кафедрального Успенского собора во Владимире в 1408 году. Эта работа была выполнена по заказу великого князя Василия I. Фрески Страшного Суда, сохранившиеся до наших дней, являют собой уникальную композицию, лишенную привычного для Средневековья ужаса перед наказанием, но наполненную надеждой на милосердие Божие. Исследователи полагают, что кисти Даниила принадлежат образы «Лоно Авраамово», фигуры апостолов с южной стороны и некоторые другие фрагменты, отличающиеся монументальностью и экспрессией.

Вторая веха — работа в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры в 1420-х годах. По приглашению игумена Никона преподобные Даниил и Андрей создали иконостас и фрески храма. Пахо́мий Логофе́т в житии преподобного Никона сообщает, что святые старцы стремились не только украсить каменное здание, но и самим себе уготовить «храмы нерукотворенные» в Царствии Небесном.

Земной путь преподобного Даниила завершился вскоре после смерти Андрея Рублева (ок. 1428–1430 гг.). Согласно преданию, перед кончиной Даниилу, тяжко скорбевшему о потере друга, явился сам Андрей в небесном сиянии и сказал: «Брат, вижду тя грядуща к нам, не скорби убо, но радуйся». Это видение подтвердило святость их союза и их будущую встречу в вечности. Преподобный Даниил был погребен в крипте Спасского собора Андроникова монастыря.

Долгое время точное место захоронения считалось утраченным. Однако в 1993 году в ходе археологических раскопок в алтарной части Спасского собора были обретены останки двух иноков, возраст и характер погребения которых (почетное место в алтаре) позволили отождествить их с преподобными Андреем и Даниилом. Антропологическая реконструкция показала, что Даниил был старше Андрея и много занимался физическим трудом, связанным с росписью (характерные изменения суставов). Ныне их имена прославляются всей полнотой Русской Церкви, являя образ святого искусства.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист