Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Диодора Юрьегорского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Диодора Юрьегорского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие преподобного Дамиана (Диодо́ра) Юрьего́рского являет собой яркий пример северного русского подвижничества XVII века. Будущий святой родился около 1520-х годов в селе Торома близ города Каргополя. Мирское имя его не сохранилось в летописях. С ранних лет его душа тяготела к духовной жизни, и, достигнув отрочества, он оставил родительский дом, взяв с собой лишь икону Пресвятой Богородицы и посох.

Первым пристанищем юного подвижника стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. В то время обитель процветала под управлением святого игумена Филиппа (будущего митрополита Московского), но постриг Дамиан принял уже при игумене Антонии. Проходя послушания в хлебне и просфорне, он изнурял плоть постом и бдением, но дух его искал совершенного безмолвия, которое трудно было обрести в многолюдном монастыре.

Основание пустыни и борьба с искушениями

Испросив благословение, Дамиан удалился на материк, в дебри Олонецкого края. Первоначально он поселился на озере Водлозеро, но вскоре слава о святой жизни отшельника привлекла к нему множество посетителей. Избегая человеческой славы, он ушел еще глубже в леса, на реку Илекса, и наконец обосновался на горе Юрьевой (Юрьегорской), возвышающейся над озером Монастырским. Здесь он водрузил крест и выкопал землянку.

Житие святого повествует о тяжких испытаниях, выпавших на его долю. Местные жители, промышлявшие охотой и рыбной ловлей, усмотрели в появлении монаха угрозу своим угодьям. Они неоднократно избивали старца, вытаскивали его из келии и бросали на снег, требуя уйти. Однако преподобный неизменно отвечал: «Не я пришел сюда, но Бог меня послал». Чудесное наказание обидчиков, у которых отсохли руки при попытке убийства святого, и их последующее исцеление по его молитве обратило гонителей в благодетелей.

Строительство Троицкой обители

Постепенно вокруг старца собралась небольшая община иноков. Для утверждения обители преподобный предпринял хождение в Москву к царю Михаилу Феодоровичу Романову и его матери, инокине Марфе. Это путешествие увенчалось успехом: государь пожертвовал средства на строительство храма, церковную утварь и ризы, а также грамотой закрепил за монастырем земли. Вернувшись, Дамиан построил церковь во имя Живоначальной Троицы и освятил придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Также известен случай его встречи с Новгородским митрополитом Киприаном. Владыка, провидя святость старца, назначил его строителем (настоятелем) новой обители и дал антиминс для храма. Несмотря на игуменство, Дамиан продолжал вести жизнь простого монаха, подавая братии пример смирения и трудолюбия.

Кончина и посмертное почитание

Достигнув глубокой старости, преподобный принял великую схиму с наречением имени Диодор. Перед смертью он простился с братией и мирно отошел ко Господу 27 ноября 1633 года. Его тело было погребено рядом с Троицким храмом. Летописи свидетельствуют, что и после кончины лицо его было светло, как у живого, а от мощей исходило благоухание.

Впоследствии, в 1657 году, мощи преподобного были обретены нетленными, но по тогдашней традиции их оставили почивать под спудом. На месте его погребения совершалось множество чудес, особенно исцелений от беснования и глазных болезней. Юрьегорская пустынь просуществовала до церковных реформ XVIII века, но память о ее основателе сохранилась в сердцах верующих Русского Севера.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист