Житие прп. Диодора Юрьегорского
Авторские жития святого
Житие преподобного Дамиана (Диодо́ра) Юрьего́рского являет собой яркий пример северного русского подвижничества XVII века. Будущий святой родился около 1520-х годов в селе Торома близ города Каргополя. Мирское имя его не сохранилось в летописях. С ранних лет его душа тяготела к духовной жизни, и, достигнув отрочества, он оставил родительский дом, взяв с собой лишь икону Пресвятой Богородицы и посох.
Первым пристанищем юного подвижника стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. В то время обитель процветала под управлением святого игумена Филиппа (будущего митрополита Московского), но постриг Дамиан принял уже при игумене Антонии. Проходя послушания в хлебне и просфорне, он изнурял плоть постом и бдением, но дух его искал совершенного безмолвия, которое трудно было обрести в многолюдном монастыре.
Основание пустыни и борьба с искушениями
Испросив благословение, Дамиан удалился на материк, в дебри Олонецкого края. Первоначально он поселился на озере Водлозеро, но вскоре слава о святой жизни отшельника привлекла к нему множество посетителей. Избегая человеческой славы, он ушел еще глубже в леса, на реку Илекса, и наконец обосновался на горе Юрьевой (Юрьегорской), возвышающейся над озером Монастырским. Здесь он водрузил крест и выкопал землянку.
Житие святого повествует о тяжких испытаниях, выпавших на его долю. Местные жители, промышлявшие охотой и рыбной ловлей, усмотрели в появлении монаха угрозу своим угодьям. Они неоднократно избивали старца, вытаскивали его из келии и бросали на снег, требуя уйти. Однако преподобный неизменно отвечал: «Не я пришел сюда, но Бог меня послал». Чудесное наказание обидчиков, у которых отсохли руки при попытке убийства святого, и их последующее исцеление по его молитве обратило гонителей в благодетелей.
Строительство Троицкой обители
Постепенно вокруг старца собралась небольшая община иноков. Для утверждения обители преподобный предпринял хождение в Москву к царю Михаилу Феодоровичу Романову и его матери, инокине Марфе. Это путешествие увенчалось успехом: государь пожертвовал средства на строительство храма, церковную утварь и ризы, а также грамотой закрепил за монастырем земли. Вернувшись, Дамиан построил церковь во имя Живоначальной Троицы и освятил придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Также известен случай его встречи с Новгородским митрополитом Киприаном. Владыка, провидя святость старца, назначил его строителем (настоятелем) новой обители и дал антиминс для храма. Несмотря на игуменство, Дамиан продолжал вести жизнь простого монаха, подавая братии пример смирения и трудолюбия.
Кончина и посмертное почитание
Достигнув глубокой старости, преподобный принял великую схиму с наречением имени Диодор. Перед смертью он простился с братией и мирно отошел ко Господу 27 ноября 1633 года. Его тело было погребено рядом с Троицким храмом. Летописи свидетельствуют, что и после кончины лицо его было светло, как у живого, а от мощей исходило благоухание.
Впоследствии, в 1657 году, мощи преподобного были обретены нетленными, но по тогдашней традиции их оставили почивать под спудом. На месте его погребения совершалось множество чудес, особенно исцелений от беснования и глазных болезней. Юрьегорская пустынь просуществовала до церковных реформ XVIII века, но память о ее основателе сохранилась в сердцах верующих Русского Севера.
Другие святые с именем Диодор
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке