Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прпп. Арсения трудолюбивого и Пимена постника , Печерских, в Дальних пещерах

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Арсения Трудолюбивого, Печерского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизнеописание преподобного Арсе́ния Печерского, Трудолюбивого, относится к периоду расцвета монашеской жизни в Киеве в XIV веке. К сожалению, письменные источники того времени, повествующие о личности подвижника, дошли до нас в крайне сжатом виде. Основным источником сведений о святом служат лаврские предания и надписи, сохранившиеся на месте его погребения. В частности, монах Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тературги́м» (1638 год) упоминает о преподобном, опираясь на надгробную доску, существовавшую в Лавре.

Духовный облик святого Арсе́ния полностью раскрывается в его именовании — Трудолюбивый. В истории православного монашества труд всегда рассматривался не как самоцель, а как средство для смирения плоти и борьбы с унынием. Преподобный Арсе́ний довел эту добродетель до совершенства. Древние патерики сообщают: «Никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся, или послушание делаше монастырское». Этот подвиг он сочетал со строжайшим постом, вкушая пищу лишь с наступлением темноты, тем самым подражая великим отцам египетской пустыни.

За свои аскетические труды и глубочайшее смирение преподобный сподобился от Господа дара чудотворения. Верующие прибегали к его молитвенной помощи еще при жизни святого, получая исцеления и духовные советы. После блаженной кончины тело подвижника было погребено в Феодосиевых (Дальних) пещерах. Антропологические исследования мощей печерских святых подтверждают их древность и историческую достоверность почитания.

Иконография святого Арсе́ния сложилась к XVIII–XIX векам. В иконописных подлинниках его принято изображать седым старцем с бородой «подобием Сергиевой» (преподобного Сергия Радонежского), в монашеском облачении и черном клобуке. Особое почитание святого в лике преподобных было утверждено во второй половине XVII века, когда митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. В богослужебных текстах, посвященных святому, он прославляется как «трудолюбцем образ» и целитель душ и телес человеческих.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист