Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Андрея Рублева, иконописца

Дни памяти
Авторские жития святого
Память прп. Андрея Рублева, иконописца
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизнь преподобного Андрея Рублева, великого иконописца земли Русской, протекала в сложный исторический период: это было время татаро-монгольского ига, но вместе с тем — время духовного возрождения Руси, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского. Точная дата рождения святого неизвестна, историки относят ее к 1360-м годам. Неизвестно и его мирское имя. Предполагается, что оно начиналось на букву «А», так как при постриге имена часто сохраняли первую букву. Прозвище «Рублев», возможно, указывает на происхождение из ремесленной семьи.

Духовное формирование преподобного Андрея проходило под влиянием традиции «умного де́лания» и святоотеческого наследия Византии. Хотя прямых свидетельств о личном общении Андрея со святым Сергием нет, вся его жизнь и творчество пронизаны духом Троице-Сергиевой обители. Постриг он принял, вероятнее всего, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике, ученике преподобного Сергия. Иноческий путь святого был отмечен глубоким смирением и аскетизмом. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным» пишет о преподобном Андрее и его сопостнике Данииле, что они были столь исполнены божественной благодати, что даже в праздники, когда не занимались живописью, «сидели в церкви, созерцая святые иконы, и ум возводили к невещественному и божественному свету».

Творческий путь святого зафиксирован в летописях, начиная с 1405 года, когда он трудился над росписью Благовещенского собора Московского Кремля. В 1408 году преподобный Андрей вместе с Даниилом Черным работает во Владимире над обновлением древнего Успенского собора. Сохранившиеся фрагменты фресок, особенно композиция Страшного Суда, являют новое слово в мировом искусстве: Суд изображен не как кара, а как долгожданная встреча творения с Творцом. Также кисти Рублева приписывается знаменитый «Звенигородский чин» (Спас, Архангел Михаил, Апостол Павел), найденный в 1918 году близ Саввино-Сторожевского монастыря.

Центральным творением преподобного стала икона Святой Троицы, написанная «в похвалу» святому Сергию Радонежскому. В эпоху междоусобных войн и насилия этот образ стал живописным манифестом любви и единения. Используя византийскую иконографию «Гостеприимства Авраама», Рублев очистил сюжет от бытовых деталей, сосредоточив внимание на безмолвном общении Ангелов. Символика чаши, круговая композиция, удивительный голубец (цвет) одежд — все служит раскрытию догмата о Предвечном Совете и искупительной жертве.

В 1420-х годах преподобный Андрей трудился в Троицком соборе Лавры, а затем вернулся в родной Спасо-Андроников монастырь, где выполнил свою последнюю работу — роспись Спасского собора (сохранились лишь орнаментальные фрагменты). Скончался святой иконописец около 1430 года. Место его погребения долгое время было забыто и лишь в конце XX века в ходе археологических раскопок в Спасском соборе были обретены останки, которые с высокой долей вероятности идентифицируются как мощи преподобного Андрея.

Почитание Андрея Рублева как святого началось задолго до официальной канонизации. Уже в XVI веке его иконы ценились как чудотворные образцы, а Стогла́вый Собор предписал писать Святую Троицу именно так, как писал Рублев. В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, Церковь соборно прославила преподобного Андрея в лике святых угодников Божиих, утвердив его значение не только как гениального художника, но и как великого молитвенника за Русскую землю.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист