Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие сщмчч. Иоасафа Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова пресвитеров и Иоанна Смирнов

Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской украшают имена оптинских иноков Евти́хия (Диденко), Авени́ра (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова. Их житие — это свидетельство верности Христу «даже до смерти» (Откр. 2:10) в один из самых мрачных периодов отечественной истории.

Жизненный путь до гонений

Каждый из преподобномучеников прошел долгий путь духовного становления в стенах благословенной Оптиной пустыни. Иеромонах Евтихий (в миру Ефим Диденко) родился в 1870 году в Киевской губернии. Монах Авенир (Александр Синицын) происходил из крестьян Тульской губернии, родился в 1879 году. Монах Савва (Сергей Суслов) родился в 1873 году, а монах Марк (Михаил Махров) — в 1879 году; оба также были уроженцами средней полосы России. Мученик Борис Козлов родился в 1886 году в Рязанской губернии. Всех их объединила любовь к богослужению и стремление к иноческому благочестию.

Разгон обители и жизнь в Козельске

Трагический перелом наступил в 1923 году, когда Оптина пустынь была закрыта богоборческой властью. Иноки были изгнаны из родной обители. Отцы Евтихий, Авенир, Савва и Марк, будучи уже в преклонных годах, нашли приют в Козельске, снимая углы в домах местных жителей. Несмотря на запреты, они продолжали жить по монашескому уставу, насколько это было возможно в миру. К ним тянулись верующие люди за духовным советом и утешением. Борис Козлов, будучи мирянином, входил в этот тесный духовный круг, разделяя с монахами тяготы времени.

Арест и следствие

Осенью 1937 года волна репрессий накрыла Козельск. В октябре-ноябре сотрудники НКВД арестовали большую группу духовенства и мирян, связанных с оптинской традицией. Святым было предъявлено стандартное для того времени обвинение по статье 58-10 УК РСФСР: участие в «контрреволюционной церковно-монархической организации», проведение антисоветской агитации и распространение религиозных суеверий.

Следственное дело содержит скупые, но выразительные свидетельства их стойкости. На допросах следователи пытались сфабриковать дело о разветвленном заговоре. Однако:

  • Отец Евтихий виновным себя не признал и показаний на других лиц не дал.
  • Отец Авенир мужественно исповедал свои убеждения, отвергнув политические обвинения, но подтвердив свою религиозную позицию.
  • Отцы Савва и Марк, а также мученик Борис также сохранили верность христианской совести, отказавшись оговаривать себя и ближних.

Мученическая кончина

2 декабря 1937 года «тройка» при Управлении НКВД СССР по Тульской области вынесла смертный приговор. 5 декабря 1937 года преподобномученики Евтихий, Авенир, Савва, Марк и мученик Борис были расстреляны. Их честные останки были погребены в общей безвестной могиле на 162-м километре Симферопольского шоссе, в Тесни́цком лесу под Тулой, ставшим местом упокоения для многих новомучеников.

Их святые имена были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года. Память их совершается 5 декабря (22 ноября по старому стилю).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист