Житие
- 21 февраля по Юлианскому календарю (6 марта в 2025 г.)
Священное Предание Русской Православной Церкви хранит память о множестве подвижников, чья кровь стала семенем христианства на северных рубежах Отечества. Особое место в этом сонме занимают преподобному́ченик Тит и с ним тридцать три инока Валаамских, принявшие страдальческую кончину в 1578 году. Этот исторический период характеризовался ожесточенным противостоянием Московского царства и Шведского королевства, имевшим не только политический, но и глубокий религиозный подтекст.
Валаамская обитель к XVI веку являлась мощным духовным центром, «Северным Афоном», чье влияние распространялось далеко за пределы Ладожского озера. Именно эта духовная крепость стала мишенью для шведских интервентов, стремившихся насадить свои догматы на землях Карелии. Согласно монастырским хроникам, 20 февраля 1578 года на остров высадился вражеский десант. В отличие от обычных грабительских набегов, этот визит носил характер карательной религиозной экспедиции.
Братия монастыря встретила врага не с оружием в руках, а с молитвой. Шведские военачальники потребовали от монахов немедленного перехода в их веру, хуля православные святыни и таинства. Выразителем общего духа братии стал старец Тит. Обладая высоким духовным авторитетом, он бесстрашно вышел к предводителям отряда. В своей речи преподобный не только отверг возможность вероотступничества, но и попытался вразумить нападавших, указывая на истинность Православия. Это исповедничество стоило ему жизни — он первым принял удар меча.
Озверевшие от твердости православных, иноверцы (в старых русских летописях часто именуемые «латиня́нами» без различия конфессий западного христианства) учинили кровавую расправу. Вслед за Титом были убиты 18 старцев и 16 послушников. В древнем Сино́дике, спасенном и переправленном позднее в Новгород, сохранились имена пострадавших: схимона́х Тихон, иноки Геласий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр и другие. Их тела были погребены оставшимися в живых или местными жителями, и место их упокоения стало почитаться святым.
Почитание преподобномученика Тита и иже с ним началось вскоре после их кончины, однако официально в церковный календарь их память была внесена значительно позже, в ходе восстановления исторической справедливости и канонизации святых. Их подвиг рассматривается Церковью как сугубое торжество духа: они победили страх смерти любовью ко Христу. В иконографии святой Тит часто изображается в центре группы мучеников, в монашеском облачении, с крестом в руке, на фоне Валаамского монастыря.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке