Житие
Житие преподобномученика Иоаса́фа, архимандрита Боровского, являет образ истинного пастыря, положившего душу за овец своих в годину лютых испытаний. О ранних годах его жизни и монашеском становлении исторических сведений почти не сохранилось, однако известно, что к 1610 году он уже возглавлял одну из значимых обителей Руси — Пафну́тьев-Боровский монастырь. Это время, именуемое Смутой, характеризовалось глубоким государственным кризисом и нашествием иноземцев, стремившихся не только захватить земли, но и поколебать православную веру.
Летом 1610 года войска самозванца Лжедми́трия II («Тушинского вора»), ведомые гетманом Яном Сапе́гой, подступили к Боровску. Монастырь представлял собой мощную твердыню с высокими каменными стенами и башнями, способную выдержать длительную осаду. Оборону возглавил воевода князь Михаил Волконский. Архимандрит Иоасаф благословил защитников на ратный подвиг, призывая стоять за веру и Отечество до последнего вздоха.
Несмотря на героизм защитников, обитель пала жертвой измены. Помощники воеводы — Яков Змеев и Афанасий Челищев — соблазнившись обещаниями врага, совершили предательство, открыв ворота монастыря. По свидетельству летописных источников, ворвавшиеся литовцы и поляки учинили невиданное кровопролитие. Князь Волконский, сражаясь в соборе, пал у левого клироса, израненный до смерти.
Архимандрит Иоасаф в эти страшные минуты находился в алтаре соборного храма вместе со священнослужителями и братией. Когда захватчики ворвались в святая святых, они с яростью набросились на безоружных монахов. Настоятель встретил смерть с кротостью и достоинством. Он был усечен мечом, разделив участь христиан, погибших в тот день (исторические хроники упоминают о 12 тысячах погибших, хотя современные историки считают эту цифру символической, указывающей на масштаб трагедии).
После ухода интервентов тела мучеников были преданы земле. Архимандрит Иоасаф был погребен в притворе собора. Его мученическая кончина стала залогом духовного возрождения обители. Впоследствии, при ремонтных работах в XIX веке, была найдена надгробная плита с надписью, подтверждающей место его упокоения. Церковное почитание святого началось вскоре после его кончины, а подвиг его навеки вписан в историю Русской Православной Церкви.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке