Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Дни памяти
  • 21 февраля по Юлианскому календарю (6 марта в 2025 г.)

История подвига преподобномученика Дави́да Валаамского неразрывно связана с трагическими страницами летописи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря периода Ливонской войны и последующих русско-шведских конфликтов XVI века. В этот исторический отрезок обитель, находившаяся на стратегически важном пограничье, неоднократно подвергалась разорению. Преподобный Давид был насельником монастыря в то время, когда игуменом был святой Ти́т.

Согласно монастырскому синодику и старинным сказаниям, кульминация подвига валаамской братии пришлась на 20 февраля 1578 года. На остров высадился отряд шведских солдат, исповедовавших лютеранство. Нападение носило не только грабительский, но и религиозно-идеологический характер. Захватчики собрали братию и поставили ультиматум: жизнь в обмен на отречение от православной веры и переход в лютеранство. Для иноков, давших обеты верности Христу, подобный выбор был невозможен.

Отказ братии был единодушным и твёрдым. Монахи кротко, но решительно обличили заблуждения пришельцев и заявили о готовности пострадать за истину. В ответ на это исповедничество шведы учинили жестокую расправу. В тот день мученическую кончину приняли 34 инока: священноигумен Тит, схимонах Тихон, иноки Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор и Иоанн. Они были замучены и усечены мечами.

Сведения о месте погребения мучеников разнятся. По одному преданию, они были погребены на месте убиения, по другому — их тела, оставленные без погребения уходящими шведами, впоследствии были преданы земле благочестивыми местными жителями или вернувшейся братией. Впоследствии над их общей могилой была воздвигнута часовня, ставшая местом паломничества.

Почитание преподобномученика Давида и пострадавших с ним отцов началось вскоре после их кончины. Уже в XVII веке их имена вносятся в святцы, а служба им была составлена известным агиографом того времени Симоном Азарьиным. В XIX веке почитание валаамских преподобномучеников получило новый импульс благодаря трудам настоятеля Валаама игумена Дамаскина, который заботился о прославлении памяти древних подвижников обители. Их подвиг рассматривается Церковью как пример верности догматам и канонам Православия перед лицом инославной экспансии.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист