Житие
Преподобная Варсоно́фия Московская, в миру именовавшаяся Агриппиной, принадлежала к числу избранных жен Древней Руси, чья святость просияла через материнство и монашеский подвиг. Она была супругой боярина Стефана Ивановича Колыче́ва, представителя одного из знатнейших родов Московского государства. Главным плодом их благочестивого союза стало рождение в 1507 году сына Феодора, будущего святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца.
Агриппина была женщиной высокой духовной культуры. Житие святителя Филиппа свидетельствует, что именно мать заложила в душу отрока основы веры, кротости и любви к книжному учению. В период боярского правления при малолетнем Иване IV семья Колычевых подвергалась опасностям, но Промысл Божий хранил их. Судьбоносный момент наступил, когда сын Феодор, избегая мирской суеты, тайно покинул Москву, направившись на Русский Север.
Оставшись вдовой, Агриппина поступила в Вознесе́нский женский монастырь, расположенный у Спасских ворот Московского Кремля. Эта обитель традиционно служила местом упокоения представительниц царского рода, но принимала и знатных боярынь. При постриге Агриппина получила имя Варсонофия. В монастыре она всецело предалась молитве, посту и рукоделию.
Сохранились сведения о трогательной духовной связи между инокиней Варсонофией и ее сыном, ставшим игуменом Соловецкого монастыря. Зная о скудости северной обители, мать посылала туда щедрые пожертвования, в том числе собственноручно вышитые ризы и утварь, помогая сыну в устроении монастырского хозяйства и благоукрашении храмов. Эта переписка и обмен дарами стали свидетельством того, что монашеское отречение не уничтожает христианской любви между матерью и сыном, но преображает ее.
Точный год кончины преподобной Варсонофии неизвестен, однако историки относят его к периоду между 1553 и 1566 годами. Она была погребена на монастырском кладбище Вознесенской обители. В 1929 году, при разрушении монастыря, саркофаги с останками великих княгинь и знатных инокинь, включая преподобную Варсонофию, были перенесены в подклет Арха́нгельского собора Кремля, где они пребывают и поныне. Память преподобной чтится как образец святого вдовства и материнства, воспитавшего мученика и исповедника Русской Церкви.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке