Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого

Дни памяти
Авторские жития святой
Житие преподобной матери нашей Макрины
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память прп. Макрины и четырех ее сподвижниц
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Преподо́бная Макри́на, именуемая́ Новой, Младшей или́ Каппадоки́йской, была́ дочерью́ святы́х́ Васи́лия́ Ста́ршего́ и́ Емме́лии, и́ старшей́ сестрой́ це́лой́ плея́ды́ вели́ких́ святи́телей́ IV́ ве́ка́: Васи́лия́ Вели́кого, Григо́рия́ Ни́сского, Петра́ Севасти́йского́ и́ Ни́ссы. Она́ родила́сь́ в́ Кеса́рии́ Каппадоки́йской́ около́ 330́ года́ в́ то́ вре́мя, когда́ ее́ оте́ц́ Васи́лий́ Ста́рший́ был́ изве́стным́ ри́тором́ и́ адвока́том́.

Ее́ воспита́ние́ бы́ло́ по́лностью́ посвящено́ христиа́нскому́ благоче́стию́. Мать, Емме́лия, сама́ руководи́ла́ ее́ обуче́нием, сосредото́ченным́ исключи́тельно́ на́ Свяще́нном́ Писа́нии, псалмопе́нии́ и́ назида́тельных́ жи́тиях́ святы́х́. Макри́на́ с́ ю́ных́ лет́ прояви́ла́ глу́бокую́ сосредото́ченность́ на́ духо́вной́ жи́зни́ и́ избега́ла́ всего́, что́ счита́лось́ све́тской́ суето́й, в́ том́ числе́, предпочита́ла́ не́ по́льзоваться́ зе́ркалом́.

Роди́тели, по́ тра́диции́ своего́ вре́мени, обручи́ли́ ее́ с́ молодым́ челове́ком́ из́ зна́тного́ ро́да, гото́вя́ ќ за́мужеству́. О́днако́, незадо́лго́ до́ сва́дьбы, жени́х́ внеза́пно́ сконча́лся́. Э́то́ собы́тие́ ста́ло́ поворо́тным́ в́ жи́зни́ Макри́ны́. Она́ реши́тельно́ отказа́лась́ от́ всех́ после́дующих́ предложе́ний, объя́вив, что́ ее́ жени́х́ жи́в́ в́ Бо́ге, и́ что́ она́ уже́ при́няла́ реше́ние́ посвяти́ть́ себя́ Христу́.

С́ э́того́ моме́нта́ она́ ста́ла́ опо́рой́ для́ свое́й́ ма́тери, помога́я́ ей́ в́ управле́нии́ до́мом́ и́ воспита́нии́ мла́дших́ бра́тьев́ и́ се́стер. По́сле́ того́ ка́ќ все́ ее́ бра́тья́ и́ се́стры́ ста́ли́ самостоя́тельными́ (Васи́лий́ -́ для́ уче́бы, о́стальные́ –́ для́ бра́ка), Макри́на́ убеди́ла́ свою́ ма́ть Емме́лию́ оста́вить́ суету́ ми́ра́ и́ удали́ться́ в́ родовое́ име́ние́ в́ По́нте́ на́ реке́ И́рис. Они́ основа́ли́ там́ же́нскую́ оби́тель, постепе́нно́ преврати́в́ ее́ в́ стро́гое́ кинови́йное́ общежи́тие́.

Не́смотря́ на́ то́, что́ Емме́лия́ была́ форма́льной́ игу́менией, Макри́на, благода́ря́ свое́й́ му́дрости́ и́ аскети́ческим́ по́двигам, была́ и́стинной́ духо́вной́ настав́ницей́ оби́тели́. Ее́ пра́вила́ жи́зни́ бы́ли́ преде́льно́ стро́ги: она́ соверша́ла́ но́чные́ бде́ния, не́ при́касалась́ ќ мя́су, соблюда́ла́ по́лное́ нестяжа́ние, допуская́ лишь́ са́мое́ необходи́мое́ для́ жи́зни. Се́стры́ удивля́лись́ ее́ смире́нию́ и́ трудолю́бию. Она́ настоя́ла́ на́ том́, что́бы́ все́ в́ оби́тели́ бы́ло́ о́бщим, и́ что́бы́ ка́ждая́ сестра́, незави́симо́ от́ своего́ пре́жнего́ положе́ния, труди́лась́ наравне́ со́ все́ми.

В́ э́том́ монастыре́ ча́сто́ быва́ли́ и́ ее́ бра́тья. Святи́тель́ Васи́лий́ Вели́кий́ че́рпал́ вдохнове́ние́ для́ созда́ния́ своего́ «Большого́ и́ Малого́ Аскетико́нов» и́ мона́шеских́ пра́вил, во́ мно́гом́ опира́ясь́ на́ укла́д́ жи́зни, устано́вленный́ сестро́й́.

С́ года́ми́ Макри́на́ дости́гла́ высо́кой́ сте́пени́ духо́вного́ просветле́ния́. Ее́ блаже́нная́ кончи́на́ наступи́ла́ о́коло́ 379́ года́. Не́задолго́ до́ нее́, оби́тель́ посети́л́ ее́ брат, святи́тель́ Григо́рий́ Ни́сский. О́н́ заста́л́ ее́ уже́ тяжело́ больно́й́. И́х́ после́дняя́ бесе́да, в́ кото́рой́ Макри́на́ с́ порази́тельной́ му́дростью́ и́ ве́рой́ рассужда́ла́ о́ та́йнах́ жи́зни́ и́ сме́рти, о́ приро́де́ души́ и́ о́ воскресе́нии, ста́ла́ осно́вой́ для́ знамени́того́ труда́ святи́теля́ Григо́рия́ «О́ ду́ше́ и́ воскресе́нии́» (по́ ана́логии́ с́ диало́гом́ Плато́на́ «Федо́н»).

Святи́тель́ Григо́рий́ Ни́сский́ та́кже́ написа́л́ ее́ житие́, просла́вив́ ее́ ка́ќ соверше́нный́ о́браз́ христиа́нской́ свя́тости, и́ описа́л, ка́ќ се́стры́, по́сле́ погребе́ния, в́ кото́ром́ о́н́ ли́чно́ при́нял́ уча́стие, объяви́ли́ его́ насле́дником́ ее́ духо́вного́ заве́та. Ее́ мо́щи́ бы́ли́ поло́жены́ ря́дом́ с́ мо́щами́ ее́ роди́телей. В́ Правосла́вной́ Церкви́ Макри́на́ почита́ется́ ка́ќ «Но́вая»́ пра́ведница́ и́ оди́н́ из́ наибо́лее́ я́рких́ приме́ров́ же́нского́ мона́шества́ IV́ ве́ка́.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист