Житие праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
История святого праведного Никодима являет собой путь духовного возрастания: от тайного почитания пророка до бесстрашного исповедания Сына Божия. Принадлежа к элите иудейского общества, будучи «начальником Иудейским» и членом Сине́дриона, он обладал глубокими познаниями в Законе, но его сердце искало живой Истины. Первое его появление на страницах Евангелия от Иоанна знаменует начало этого пути. Приходя к Иисусу «ночью» — что символизирует не только время суток, но и мрак ветхозаветного неведения, — он признает в Христе Учителя, пришедшего от Бога. В ответ Господь посвящает его в учение о Царствии Божием и необходимости рождения свыше. Слова Христа «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» были обращены именно к Никодиму, став фундаментом христианского богословия.
Второй раз мы встречаем Никодима в собрании фарисеев, где неприятие Христа уже достигло предела. Здесь праведник проявляет гражданское мужество. Он пытается вернуть собрание в рамки правосудия, задавая неудобный вопрос о законности осуждения без допроса. Его голос был заглушен общим неприятием: «И ты не из Галилеи ли?». Это был первый шаг к его будущему исповедничеству и разрыву с прежней средой.
Кульминацией жития святого становятся события Великой Пятницы. В тот страшный час Никодим выходит из тени. Вместе с Иосифом Аримафейским он приходит к Пилату не как тайный почитатель, а как верный ученик, готовый разделить участь Учителя. Принесение ста литр состава из смирны и алоэ для погребения Иисуса — это акт не только любви, но и глубокого богословского исповедания. Такое количество благовоний использовалось лишь при погребении царей. Этим жестом Никодим засвидетельствовал: Распятый есть истинный Царь Израилев. Своими руками он снимал Пречистое Тело, омывал Его и обвивал пеленами, совершая священнодействие, ставшее прообразом церковного чина погребения.
Согласно древнему церковному преданию, жизнь Никодима после Вознесения Господня была полна скорбей. Узнав о его крещении, иудейские начальники предали его анафеме, лишили высокого сана и конфисковали имущество. Лишь вмешательство его влиятельного родственника, учителя Гамалии́ла, спасло праведника от смерти. Гамалиил укрыл Никодима в своем поместье в селении Кафаргама́ла.
Там святой Никодим провел остаток жизни в аскетических подвигах. Когда он отошел ко Господу, Гамалиил с честью похоронил его в своей родовой усыпальнице, где ранее был погребен святой первомученик архидиакон Стефан. Мощи праведного Никодима пребывали сокрытыми в земле до 415 года, когда они были чудесным образом обретены благодаря видению пресвитеру Лукиа́ну. Ныне Церковь чтит его память вместе со святыми женами-мироносицами и праведными мужами, послужившими Таинству Погребения и Воскресения Христова.
Другие святые с именем Никодим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке