Житие прав. Максима, иерея Тотемского
Святы́е мученики Памфи́л и Капито́н принадлежат к сонму исповедников веры, пострадавших в IV столетии в столице Византийской империи, Константинополе, в период кратковременной, но яростной языческой реакции, возглавленной императором Юлиа́ном Отступником (годы правления 361–363). Сведения об их жизни и мученичестве сохранились преимущественно в византийских синаксарях, в частности, в Синаксаре Константинопольской Церкви (Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae).
Святые Памфил и Капитон были клириками и проживали в местности Оливри́й (или Оливрий), которая в те времена была пригородом или районом Константинополя. Они были известны как ревностные христиане и, вероятно, занимали видное положение в местной церковной общине, о чем свидетельствует их роль в последовавших трагических событиях.
Император Юлиан, получивший христианское воспитание, после восшествия на престол открыто отрекся от Христа и провозгласил возврат к поклонению старым римским богам. Он не издавал общеимперских эдиктов о массовом истреблении христиан, подобных декретам Декия или Диоклетиана, но вел войну против Церкви иными, непрямыми методами: отстранял христиан от государственных должностей и преподавания, поощрял языческих философов, возвращал языческим храмам отнятые у них земли и, при всяком удобном случае, провоцировал насилие против верующих.
Одним из проявлений этой политики стало повеление Юлиана, отданное имперским чиновникам в Константинополе. Император приказал разрушить христианский храм в Оливрии, который был посвящен святым мученикам Мине, Ермогену и Евграфу. Этот храм, очевидно, был дорог местной общине и являлся центром ее духовной жизни.
Когда отряд воинов и имперских чиновников во главе с неким языческим епархом (префектом или градоначальником, в некоторых источниках он именуется Фортунатом) прибыл в Оливрий для исполнения кощунственного приказа, они встретили ожесточенное сопротивление. Христиане, возглавляемые своими пастырями — Памфилом и Капитоном — собрались у храма, чтобы не допустить его осквернения и разрушения.
Святые Памфил и Капитон смело выступили вперед, обличая беззаконие и богоотступничество императора и его слуг. Их проповедь воспламенила народ. Согласно житийным источникам, между христианами и представителями власти произошло столкновение. Возмущенная толпа, движимая праведным гневом (хотя и перешедшим границы христианского смирения), схватила языческого епарха, ответственного за исполнение приказа, и утопила его в реке (или, по другим версиям, сбросила в глубокий ров).
Убийство высокопоставленного имперского чиновника при исполнении служебных обязанностей было неслыханным вызовом императорской власти. Когда Юлиану доложили о случившемся в Оливрии, его гнев был страшен. Он расценил это не просто как бунт, а как личное оскорбление и прямое следствие христианского «безбожия», как он его называл.
Тиран немедленно отдал приказ о жестокой расправе. Святые Памфил и Капитон, как главные «виновники» и предводители сопротивления, были немедленно схвачены. Их доставили на суд. Мученикам предложили стандартный выбор: принести жертву идолам, признать верховенство языческих законов императора и сохранить жизнь, либо остаться верными Христу и умереть.
Памфил и Капитон без колебаний избрали второе. Они вновь смело исповедали свою веру в Единого Истинного Бога и обличили Юлиана как отступника и врага Божиего. Видя их непреклонность, судьи вынесли смертный приговор.
Святые мученики Памфил и Капитон приняли смерть через усечение мечом. Вместе с ними, по приказу Юлиана, было казнено множество других христиан Оливрийской общины, участвовавших в защите храма. Так, защищая земной дом Божий, они обрели вечные обители в Царствии Небесном. Их подвиг укрепил константинопольскую паству и стал еще одним свидетельством неминуемого поражения последней попытки язычества одолеть Церковь Христову.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке