Житие прав. Иисуса Навина
Авторские жития святого
Житие святого праведного Иисуса Навина, изложенное в одноименной библейской книге, есть повествование о непоколебимой вере и исполнении Божественных обетований. Родившись в египетском рабстве, он стал ближайшим сподвижником великого Моисея. Впервые Писание упоминает его как полководца, отразившего нападение амаликитян в Рефидиме, где победа даровалась по молитве Моисея. Верность Иисуса Богу просияла, когда народ, устрашенный рассказами соглядатаев о великанах Ханаана, хотел побить его и Халева камнями. За это мужество Господь поклялся, что только эти двое из всего исшедшего из Египта поколения войдут в Землю Обетованную.
Приняв бремя водительства после Моисея, Иису́с Нави́н, укрепляемый обетованием Божиим: «Я буду с тобою, не отступлю от тебя и не оставлю тебя», повел народ через Иордан. Здесь совершилось великое знамение: как только священники, несшие Ковче́г Заве́та, коснулись ногами воды, река остановилась, встав стеной, и народ перешел по сухому дну. В память об этом чуде Иисус повелел поставить двенадцать камней в Галгалах.
Завоевание Земли Обетованной
Военные походы Иисуса Навина были священной войной против нечестия языческих народов, мера грехов которых исполнилась. Взятие Иерихона совершилось не силой оружия, но силой литургического послушания: семь дней священники с трубами и Ковчегом обходили город, и на седьмой день стены рухнули. Однако за победами следовали и испытания: поражение под городом Гай из-за греха Ахана научило народ, что нарушение святыни (заклятого) лишает их Божественной помощи. После покаяния и очищения народа Гай был взят.
Кульминацией завоевания стала битва с коалицией пяти аморейских царей, напавших на союзных Израилю жителей Гаваона. В этой битве Господь поражал врагов каменным градом с небес сильнее, чем мечи израильтян. Именно тогда, дабы завершить победу, Иисус сотворил молитву, остановившую движение небесных светил. Этот день, когда «Господь послушал гласа человеческого», остался уникальным в истории мира.
Разделение земли и завет
Вторая часть служения праведника заключалась в мирном устроении жизни народа. Он скрупулезно разделил земли по жребию, выделив надел даже тем коленам, что остались за Иорданом, но потребовав от них участия в общих войнах. Особое внимание было уделено учреждению городов-убежищ для защиты от кровной мести и городов для левитов, не имевших земельного надела. Сам Иисус получил скромный удел в Фамнаф-Сараи.
Перед кончиной, будучи глубоким старцем ста десяти лет, он созвал все собрание Израиля в Сихе́м для обновления Завета. В своей прощальной речи он кратко изложил историю благодеяний Божиих от Авраама до настоящего дня и поставил народ перед свободным выбором: «Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу». Весь народ подтвердил свою верность Богу. Записав слова Завета в книгу Закона Божия и поставив большой камень под дубом у святилища Господня, праведный Иисус мирно почил. Он почитается Церковью не только как великий праведник, но и как прообраз Иисуса Христа: как Иисус Навин ввел Израиль в земной Ханаан, так Иисус Христос вводит верующих в Царство Небесное.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке