Житие прав. Ахаза
Житие и исторический путь царя Иудейского Аха́за, входящего в сонм святых праотцев, являет собой глубокий пример того, как Божественный Промысл действует в истории человечества, преодолевая человеческую немощь и греховность ради спасения мира. Ахаз, сын царя Иоафа́ма, воцарился в Иерусалиме в возрасте двадцати лет и правил шестнадцать лет. В отличие от своего праведного отца и великого предка Давида, он не всегда следовал путями Господними, однако его фигура занимает неотъемлемое место в Священной истории и генеалогии Иисуса Христа.
Эпоха Ахаза была ознаменована страшной угрозой для самого существования Иудейского царства. Царь Израильский Факе́й и царь Сирийский Реци́н заключили союз, намереваясь захватить Иерусалим, низложить дом Давидов и поставить на престол своего ставленника. В этом критическом положении обнаружилась духовная драма царя: вместо упования на Бога отцов, он обратил свой взор к могущественной, но языческой Ассирийской империи, ища покровительства у Тиглатпаласара III. Это политическое решение повлекло за собой и религиозные последствия: Ахаз стал перенимать языческие обычаи, и даже, согласно летописям, устроил в Иерусалимском храме жертвенник по образцу увиденного им в Дамаске.
Однако именно в этот период мрака и страха воссиял свет величайшего пророчества. Господь послал к царю пророка Иса́ию с вестью о спасении. Встреча произошла у конца водопровода верхнего пруда, на дороге поля белильничьего. Пророк призвал Ахаза не страшиться двух «дымящихся головней» — вражеских царей, ибо их замысел обречен. Чтобы утвердить веру царя, Бог предложил ему просить любого чуда. Отказ Ахаза, мотивированный ложным смирением («не буду искушать Господа»), стал поводом для провозглашения тайны Боговоплощения.
Пророк Исаия изрек: «Слушайте же, дом Давидов! ...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануи́л». Это пророчество имело двойной горизонт: ближайший исторический (избавление Иудеи от врагов прежде, чем младенец научится различать добро и зло) и отдаленный мессианский (рождение Спасителя от Пресвятой Богородицы). Таким образом, через Ахаза, несмотря на его личное недостоинство, была передана весть, которую ожидали все ветхозаветные праведники.
Царствование Ахаза закончилось в обстановке вассальной зависимости от Ассирии и религиозного упадка, за что он не был похоронен в царских гробницах. Тем не менее, Церковь, созерцая тайну родословия Христа, чтит его память в Неделю святых праотцев. Его жизнь напоминает верующим, что верность Бога Своим обетованиям не зависит от человеческих заслуг, и что «где умножился грех, там преизобиловала благодать», подготовившая путь для прихода Искупителя.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке