Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском

Дни памяти
Авторские жития святой
Память святой праведной Анны
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святого праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Образ святой праведной Анны Пророчицы, запечатленный в Евангелии от Луки, является одним из самых возвышенных примеров женского благочестия на стыке Ветхого и Нового Заветов. Происходила она из колена Аси́рова, которое занимало северные земли Ханаана и, согласно ветхозаветным преданиям, отличалось изобилием хлеба и елея. Имя ее отца было Фануи́л, что означает «Лицезрение Бога», а само имя Анна переводится как «Благодать». Эти имена словно предопределили ее судьбу — сподобиться видеть Бога воплощенного и возвестить о Нем миру.

Святой евангелист Лука сообщает краткие, но чрезвычайно важные биографические сведения. Анна вступила в брак в юном возрасте, но семейная жизнь ее была недолгой — всего семь лет. Потеряв мужа, она не вступила в новый брак, что в иудейской традиции того времени могло быть путем к социальной незащищенности. Однако Анна избрала путь полного посвящения себя Богу. Текст Писания говорит, что она была вдовой «лет восьмидесяти четырех». Церковные экзегеты расходятся во мнениях: одни полагают, что это был ее физический возраст, другие (например, святитель Амвросий Медиоланский) считают, что 84 года длилось само ее вдовство, и в таком случае возраст святой превышал сто лет, что сближает ее с ветхозаветными патриархами.

Главным подвигом святой Анны было непрестанное пребывание при храме. Выражение «не отходила от храма» толкуется исследователями не как буквальное проживание в святилище (что было невозможно для женщины), но как постоянное присутствие на всех богослужениях, утрени и вечерней жертве, и, возможно, проживание в пристройках при храмовом комплексе, предназначенных для благочестивых вдов. Ее аскеза заключалась в строгом посте и молитве «день и ночь», что делает ее прообразом христианского монашества и примером для всех церковных вдовиц и стариц.

Кульминацией ее жизни стала встреча (Сретение) с Богомладенцем. В сороковой день по Рождестве, когда Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Иисуса в храм, дух пророческий привел туда и Анну. Она подошла к Святому Семейству именно в тот момент, когда праведный Симеон Богоприимец произнес свои знаменитые слова «Ныне отпущаеши». Пророческий дар позволил ей увидеть то, что было сокрыто от большинства: в беспомощном Младенце она узрела Творца вселенной и Искупителя Израиля.

Значение служения Анны Пророчицы велико: она стала последним пророком Ветхого Завета в женском лице. Если Симеон пророчествовал непосредственно Марии о страданиях и «оружии», которое пройдет Ее душу, то проповедь Анны была обращена к народу. Евангелие гласит, что она «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Эти люди составляли малый остаток верных, духовную элиту народа, которая ждала не политического лидера, но духовного Спасителя. Таким образом, святая Анна стала, по сути, апостолом для «малого стада» Иерусалима еще до выхода Христа на открытую проповедь.

Церковное предание не сохранило сведений о дальнейшей жизни святой после Сретения, но сам факт ее упоминания в Евангелии обессмертил ее имя. В иконографии святая Анна обычно изображается благообразной старицей, держащей в руках свиток или указующей перстом на Младенца Христа. Нередко она изображается стоящей за спиной Богородицы или рядом с Симеоном, подчеркивая единство свидетельства мужчины и женщины, старчества и вдовства о пришедшем в мир Свете Истинном.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист