Житие Память V Вселенского Собора
Авторские жития
История Пятого Вселенского Собора представляет собой одну из сложнейших страниц церковной истории, неразрывно связанную с попытками византийских василевсов восстановить единство империи, раздираемой религиозными противоречиями. Собор был открыт 4 мая 553 года в Константинополе по повелению императора Юстиниана I. Главной богословской проблемой того времени оставалось неприятие Халкидонского ороса (догматического определения) значительной частью восточных христиан — монофизитами. Они видели в Халкидоне отступление к несторианству.
Предыстория и «Три Главы»
Чтобы доказать, что Православная Церковь чужда несторианства, император решил нанести удар по тем историческим фигурам, чьи тексты действительно давали повод для критики. Так возник вопрос о «Трех Главах». Речь шла о: 1) Личности и всех сочинениях Феодора Мопсуести́йского — «отца несторианства»; 2) Сочинениях блаженного Феодорита Кирского, направленных против 12 анафематизмов святителя Кирилла; 3) Письме Ивы Эдесского к Марию Персу, где подвергался критике III Вселенский Собор. Проблема осложнялась тем, что Феодорит и Ива были оправданы отцами Халкидона после того, как предали анафеме Нестория.
Ход Собора и позиция Рима
Западная Церковь во главе с папой Вигилием восприняла инициативу Юстиниана как атаку на авторитет Халкидонского Собора. Папа, пребывавший в Константинополе фактически под арестом, отказался председательствовать на Соборе. Несмотря на это, заседания начались под руководством патриарха Евтихия. На Соборе присутствовало 165 епископов.
Было проведено 8 деяний (заседаний). Отцы подробно цитировали богохульные отрывки из Феодора Мопсуестийского, доказывая, что его христология разрушает тайну Воплощения. В отношении Феодора был вынесен вердикт: анафема ему и его сочинениям. Сложнее было с Феодоритом и Ивой, которые умерли в мире с Церковью. Отцы Собора проявили мудрость: они не осудили самих личностей (так как те принесли покаяние при жизни), но осудили конкретные их сочинения, пропитанные несторианским духом.
Догматические итоги
В 8-м деянии Собор принял 14 анафематизмов. Главным догматическим итогом стало утверждение теопасхи́зма (в православном понимании): «Еди́н от Святы́я Тро́ицы пострада́ плотию». Это означало, что Субъектом страданий на Кресте был Сам Бог Слово, хотя страдал Он не Божеством, а воспринятым человечеством. Этим у Церкви было отнято последнее основание для обвинений в разделении Христа на два субъекта.
Помимо вопроса «Трех Глав», Собор (в рамках предварительных суждений или дополнительных постановлений) осудил также заблуждения оригенизма: учение о предсуществовании душ, апокатастасисе (всеобщем восстановлении) и множественности миров. Таким образом, V Вселенский Собор стал торжеством кирилловой христологии, гармонично соединив её с халкидонской терминологией.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке