Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Память I Вселенского Собора

События Первого Вселенского Собора стали поворотным моментом в истории христианства. К 325 году внешние гонения на Церковь прекратились благодаря Миланскому эдикту, но возникла угроза внутренняя — арианство. Александрийский пресвитер А́рий, обладавший даром красноречия и внешним благочестием, начал проповедовать, что Сын Божий есть лишь высшее творение, «орудие» для создания мира, и было время, когда Его не существовало. Эта ересь, уничижающая Божество Христа, быстро распространилась на Востоке, вызывая смуту и раскол.

Император Константин Великий, видя в Церкви духовный стержень империи, созвал епископов в город Нике́ю. Собрание проходило в большом зале императорского дворца. Историки (Евсевий, Сократ, Созомен) описывают торжественность момента: когда вошел император, он не сел на золотой трон, пока не получил благословения епископов, тем самым выказывая уважение церковной иерархии.

Главным оппонентом ариан выступил молодой архидиакон Александрийской церкви Афана́сий (впоследствии — Великий). С богословской точностью он доказывал, что если Христос не есть истинный Бог, то и спасение человека невозможно, ибо тварь не может спасти тварь. В ходе дискуссий был введен термин «единосущный» (по-гречески «омоусиос»), который стал камнем преткновения для еретиков. Ариане готовы были признать Христа «подобосущным» (похожим на Бога), но не Единым с Ним по природе. Отцы Собора бескомпромиссно отвергли эту двусмысленность.

Ревность святых отцов по вере была велика. Предание повествует, что святитель Николай, не стерпев хулы Ария, заградил ему уста. За это отцы лишили Николая сана, но в ту же ночь многим из них было видение: Сам Господь подает Николаю Евангелие, а Богородица возлагает на него омофор. Поняв, что дерзновение святого было угодно Богу, епископы восстановили его в сане.

Итогом Собора стало:

  • Осуждение арианства и отлучение упорствующих еретиков.
  • Принятие Никейского Символа веры (первых семи членов), где четко сформулировано учение о Божестве Сына.
  • Определение времени празднования Пасхи: после весеннего равноденствия и первого весеннего полнолуния, не совпадая с иудейской пасхой.
  • Утверждение 20 канонов (правил). Важным моментом стало обсуждение целибата духовенства. Епископ Пафнутий исповедник, сам будучи строгим девственником, выступил против обязательного безбрачия для всех клириков, предложив сохранить древнюю традицию: вступать в брак до рукоположения, но не после. Собор согласился с этим мудрым решением.

Первый Вселенский Собор показал, что высшим авторитетом в Церкви является не мнение одного человека, пусть даже самого ученого, а соборный разум, движимый Святым Духом.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист