Житие Мучеников 156-ти
Авторские жития святых
История подвига святых мучеников Пе́лий и Нила, епископов Египетских, пресвитера Зинона и с ними пострадавших Патерму́фия, Илии и иных, относится к периоду Диоклетианова гонения (продолженного Максимианом Галерием). Основным историческим источником, повествующим об их страданиях, является труд Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках», зафиксировавший события 310 года.
Ссылка в рудники Фаенна
В последние годы гонений римские власти изменили тактику: вместо немедленной казни многих христиан, особенно духовенство, отправляли на каторжные работы в рудники (damnatio ad metalla), предварительно подвергнув увечьям (выкалыванию правого глаза и подрезанию сухожилий на левой ноге). Группа египетских исповедников, в числе которых были епископы Пелий и Нил, а также пресвитер Зинон, была сослана в медные копи местности Фе́нн (Феннос) в Южной Палестине.
Это место отличалось суровым климатом и тяжкими условиями труда. Однако надзор в рудниках со временем ослаб. Воспользовавшись этим, святые епископы, движимые пастырским долгом, превратили место своего заключения в дом молитвы. Они соорудили из подручных материалов помещение для церкви, где регулярно совершались богослужения. Рудники оглашались псалмопением, и многие язычники, видя стойкость христиан, обращались к Истине.
Суд Фирмилиана и мученическая кончина
Когда слух о «церкви в рудниках» достиг правителя Палестины Фирмилиа́на, он прибыл на место для дознания. Увидев, что христиане живут организованной общиной, он усмотрел в этом не просто религиозное упорство, но и нарушение императорской воли. Правитель приказал отделить предводителей от общей массы заключенных.
Ими оказались епископы Пелий и Нил, священник Зинон, а также двое мирян — Патермуфий и Илия, отличавшиеся особой ревностью в вере и заботой о немощных узниках. Без долгих судебных разбирательств Фирмилиан приговорил их к сожжению заживо. Святые мученики, помолившись, бестрепетно вошли в огонь, принеся себя в жертву всесожжения Богу.
Судьба остальных исповедников
Казнь пастырей стала началом испытаний для всей общины в Фенне. Оставшиеся христиане (согласно житиям — около ста пятидесяти человек) были признаны негодными для работ из-за старости, увечий и болезней. Однако вместо освобождения их ждала смерть: по приказу правителя они были обезглавлены. Так завершился их земной путь, и Церковь Христова украсилась множеством новых мучеников.
Память этих святых совершается 17 сентября (по юлианскому календарю), напоминая верующим о том, что истинная свобода духа не зависит от внешних обстоятельств и что Церковь Христова способна существовать даже в недрах темницы.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке