Житие мчч. Еввентия и Максима воинов
Авторские жития святого
Святые мученики Иувенти́н и Максим пострадали за Христа в Антиохии Сирийской в период правления императора Юлиана Отступника (361–363 гг.). Они состояли в элитном воинском подразделении, выполняя функции пеших гвардейцев-щитоносцев (лат. speculatores). Это были люди, особо приближенные к императору, испытанные в боях и пользовавшиеся уважением за свою храбрость.
Император Юлиан, стремившийся возродить языческий культ, избрал тактику скрытых гонений. Понимая, что открытые казни лишь укрепляют Церковь, он решил действовать обманом. По его приказу в Антиохии все источники воды и продукты, продаваемые на торжищах, тайно окроплялись кровью животных, принесенных в жертву идолам. Таким образом, христиане, покупая пищу, невольно становились участниками языческого ритуала.
На одном из воинских пиров Иувенти́н и Максим, глубоко возмущенные этим кощунством, в разговоре с другими воинами открыто высказали свое негодование. Они процитировали слова пророка Даниила (Дан. 3:32), назвав императора «царем неправосудным и злейшим на всей земле», который отступил от истинного Бога. Доносчики немедленно сообщили об этом Юлиану.
Воины были призваны на суд. Император, сдерживая гнев, спросил их о причине недовольства. Святой Иувенти́н ответил от лица обоих: «Мы, государь, воспитаны в благочестии... но ныне, видя осквернение пищи и пития, мы скорбим и жалуемся». Они заявили, что во всем остальном остаются верными подданными и храбрыми воинами, но в вопросах веры не уступят. Юлиан предложил им отречься от Христа в обмен на высокие посты и богатство.
Получив решительный отказ, император приказал лишить их всего имущества, подвергнуть жестоким пыткам и заключить в темницу. Опасаясь, что публичная казнь сделает их героями в глазах христианской общины, Юлиан прибег к юридической уловке. Он приказал судить их не за веру, а за «дерзость» и «оскорбление величества».
Казнь совершилась под покровом ночи. Палачи вошли в темницу и обезглавили мучеников. О кончине святых стало известно благодаря благочестивым христианам, которые подслушали разговор стражников или подкупили их. Тела мучеников были тайно вынесены и погребены с почестями в пригороде Антиохи́и.
Вскоре почитание святых Иувентина и Максима широко распространилось. Святитель Иоанн Златоу́ст посвятил им отдельное похвальное слово, в котором призывал верующих приходить к их гробнице: «Ибо не только кости мучеников, но и гробницы их, и ковчеги исполнены великой благодати». В ранней Церкви их память совершалась с особым торжеством, о чем свидетельствуют древние месяцесловы.
Другие святые с именем Максим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке