Житие мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти
Авторские жития святых
В четвертом столетии по Рождестве Христовом, в обширной Персидской державе, царствовал Саппо́р II Долгожитель (309–379 гг.). Этот правитель, ревностный последователь зороастризма – языческой религии огнепоклонников, – известен в истории Церкви как один из самых жестоких гонителей христиан. Гонения эти имели не только религиозный, но и политический характер, поскольку после Миланского эдикта святого Константина Великого христиане в Римской империи получили свободу, а Римская империя была главным геополитическим противником Персии. Христиан в Персии стали подозревать в нелояльности и сочувствии Риму.
Наиболее свирепая волна гонений пришлась на период после 340 года. По всей стране христиан принуждали к отречению от веры и поклонению стихиям – солнцу и огню. Тех, кто отказывался, ждали конфискация имущества, тюрьмы, пытки и казнь. Церкви разрушались, а духовенство преследовалось с особой жестокостью.
Около 344 года (хотя некоторые источники относят это событие к 361-363 годам) это гонение достигло города Ермиздашира (Hormizd-Ardashir) в области Хузестан (ныне Иран). Местный христианский епископ, святой Диса́н, пользовался большим уважением своей паствы за мудрость и твердость веры. Вместе с ним были арестованы его ближайшие сподвижники: пресвитер Мариа́в, клирик Авдие́с (часто упоминаемый как диакон), а также большая группа верующих – 270 человек, среди которых были и другие клирики, и благочестивые миряне, мужчины и женщины.
Всех их в узах привели на суд к самому царю Саппору, который лично контролировал гонения на высшее духовенство. Царь сначала попытался действовать лестью и обещаниями, предлагая святому Дисану почести и свое расположение в обмен на «малую уступку» – формальное поклонение солнцу. Святитель Дисан с кротостью, но непреклонной твердостью отверг это предложение. Он начал смело проповедовать Саппору о Едином Истинном Боге, сотворившем и солнце, и огонь, и самого царя, и о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, Искупителе мира.
Святой епископ обличал суетность идолопоклонства, говоря, что поклоняться творению вместо Творца есть великое безумие и грех. Пресвитер Мариав, Авдиес и все 270 христиан единодушно поддержали своего архипастыря, заявив, что готовы умереть за Христа, но не отрекутся от Него. Саппор, не привыкший к такому сопротивлению, пришел в неописуемую ярость. Он немедленно приказал подвергнуть всех арестованных жесточайшим пыткам.
Святых мучеников били воловьими жилами, их тела строгали железными гребнями, подвергали другим изощренным истязаниям, свойственным жестокости того времени. Однако страдальцы, укрепляемые Божественной благодатью, являли великое терпение. Особую злобу мучителей вызывал святой Дисан, который, даже будучи истерзанным, не переставал молиться и обличать безумие царя. Саппор приказал отрезать святому епископу язык, чтобы заставить его замолчать.
Но и здесь Господь явил Свою силу в немощи. Подобно тому, как ранее святой апостол Петр исцелил хромого, так и здесь Бог сотворил чудо: святитель Дисан, лишившись языка, не только не онемел, но стал говорить еще яснее и громче, прославляя Святую Троицу и призывая христиан не бояться смерти. Это чудо потрясло многих, но лишь ожесточило сердце царя и палачей.
Видя, что ни пытки, ни даже явное чудо не могут поколебать веру христиан, и опасаясь, что их стойкость произведет впечатление на народ, Саппор вынес окончательный приговор: всех обезглавить. Святые мученики с радостью приняли весть о скорой кончине, видя в ней переход к вечной жизни. Епископ Дисан, пресвитер Мариав, Авдиес и все 270 верных чад Церкви Христовой были усечены мечом, приняв нетленные венцы мученичества. Их святая кровь, пролитая на персидской земле, стала семенем для новых христианских общин, утвердившихся, несмотря на десятилетия гонений.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке