Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мч. Василия Мангазейского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого мученика Василия Мангазейского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизнеописание святого мученика Василия Мангазейского представляет собой важную страницу в истории духовного становления Сибири. Он родился в конце XVI века, предположительно в Ярославле, и в юном возрасте отправился в Мангазе́ю — «златокипящую» столицу пушного промысла. Этот город, располагавшийся на реке Таз, был центром притяжения купцов и промышленников. Василий поступил на службу к богатому торговцу (в разных редакциях жития его фамилия указывается как Су́сев или Ревякин), исполняя обязанности приказчика и управляющего товарами.

Агиографические источники свидетельствуют о высоком нравственном облике юноши: он был чужд пороков, свойственных торговой среде того времени, проводил время в молитве и чтении Священного Писания. Конфликт, приведший к его гибели, носил ярко выраженный духовный характер столкновения праведности и злобы. В пасхальную ночь 1600 года (согласно ряду хроник — 4 апреля 1602 года), воспользовавшись отсутствием Василия, который находился в храме, грабители взломали амбар и похитили ценные товары.

Хозяин лавки, обнаружив разорение, в гневе возвел напраслину на своего верного слугу. Дело рассматривал воевода Савва Пушкин (по другим источникам — Григорий Сампаулов, хотя хронологически это менее вероятно). Следствие велось с крайней жестокостью. Василия подвешивали на дыбу, били кнутом и жгли огнем, добиваясь признания. Святой же отвечал лишь молитвой и уверением в своей невиновности. Смерть наступила от черепно-мозговой травмы, нанесенной ударом тяжелой связки ключей. Тело мученика было брошено в наспех вырытую яму в болотистом грунте.

Прославление святого началось спустя десятилетия. В 1642 году (или 1649, по разным спискам) гроб с телом Василия чудесным образом оказался на поверхности земли. Местные жители, почитавшие место его погребения, открыли гроб и увидели нетленное тело. Первые чудеса — исцеление расслабленного и прозрение слепого — привлекли внимание тобольского архиепископа Симеона. Он направил в Мангазею следственную комиссию, которая подтвердила факты чудес.

В связи с упадком Мангазеи и её последующим упразднением мощи святого в 1670 году были торжественно перенесены иеромонахом Тихоном в Туруха́нский Свято-Троицкий монастырь. Этот перенос, сопровождавшийся знамениями (остановка судна против течения без весел и парусов), стал актом окончательного утверждения почитания Василия как покровителя Сибири. Впоследствии над его мощами была воздвигнута каменная церковь.

В XIX и начале XX века почитание Василия Мангазейского распространилось далеко за пределы Туруханского края. Ему молились об исцелении от болезней глаз и ног, а также о помощи в торговых делах и промыслах. В советское время мощи подвергались поруганию, но верующие сохранили частицы святыни. Сегодня память мученика является неотъемлемой частью сибирской церковной традиции, символизируя стойкость в вере и правде перед лицом несправедливых гонений.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист