Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие сщмчч. Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского пресвитеров, прмч. Владимира Загребы и мч. Михаила Агаева

Святой мученик Михаил (в миру Mарк Ага́евич Ага́ев) родился в 1871 году в армянской семье в селе Чалтырь Таганрогского округа Области Войска Донского, ныне являющемся центром Мясниковского района Ростовской области. Семья Марка Агаевича принадлежала к Армянской Апостольской Церкви. Однако, в зрелые годы, Марк Агаевич сделал осознанный и твердый шаг — он присоединился к Восточной Православной Церкви, приняв в святом крещении (или через чин присоединения) имя Михаил.

До 1917 года Михаил Агаев проживал в крупном южном городе Ростове-на-Дону. По роду занятий он был торговцем, что свидетельствует о его принадлежности к мещанскому или купеческому сословию. Он был известен в городе как человек глубоко верующий, благочестивый и ревностный прихожанин одного из православных храмов, живший как истинный христианин-миряни́н.

С приходом богоборческой власти жизнь верующих кардинально изменилась. В 1930-е годы по всей стране прокатились волны репрессий против духовенства и активных мирян. 30 июля 1931 года Михаил Агаев был впервые арестован органами ОГПУ. Ему вменили в вину участие в «церковной контрреволюционной организации» по групповому «делу», сфабрикованному против клириков и мирян Донской епархии. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 2 октября 1931 года он был признан виновным по статье 58-10 (антисоветская агитация) и 58-11 (организационная деятельность) Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Это было стандартное наказание для тех, кого режим считал «социально чуждыми элементами».

Отбыв срок ссылки, Михаил Агаевич вернулся в Ростов-на-Дону. Несмотря на перенесенные испытания, он не отрекся от веры и не прекратил посещать храм, что в те годы требовало особого мужества.

Второй арест не заставил себя ждать. В разгар «ежовщины», 19 ноября 1937 года, мученик Михаил был вновь взят под стражу сотрудниками Ростовского УНКВД. В этот раз обвинение было еще более суровым: «активный участник контрреволюционной монархической организации» и «антисоветская агитация». Сохранившиеся в архивах материалы следственного дела № 9698 показывают, что святой вел себя на допросах с достоинством и твердостью.

На вопросы следователя о принадлежности к контрреволюционным группам и антисоветских высказываниях, мученик Михаил отвечал решительным отказом. Он не признал себя виновным в политических преступлениях и не дал ложных показаний ни на себя, ни на других людей. Когда следователь, не добившись «признаний» в политике, перешел к вопросам веры, Михаил Агаев открыто исповедал себя верующим христианином, подтвердив, что регулярно посещает церковь и исполняет религиозные обряды. В атмосфере тотального террора 1937 года такое открытое исповедание Правосла́вия было равносильно смертному приговору.

Судьба мученика была решена во внесудебном порядке. 25 ноября 1937 года, спустя всего шесть дней после ареста, заседание Тро́йкой УНКВД по Ростовской области приговорило Михаила Агаевича Агаева к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 декабря 1937 года. Святой мученик отошел ко Господу в городе Ростове-на-Дону.

Тело его было тайно захоронено в одном из безвестных рвов, ставших братской могилой для тысяч невинно убиенных в годы репрессий. Долгое время имя мученика Михаила было в забвении.

14 ноября 1989 года Прокуратурой Ростовской области он был реабилитирован (по делу 1937 года). Реабилитация по делу 1931 года состоялась 28 апреля 1989 года.

Прославление в лике святых состоялось на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года. Имя мученика Михаила (Агаева) было включено в Собор Новому́чеников и Исповедников Российских XX века. Определение Священного Синода было вынесено по представлению Ростовской-на-Дону епархии. Память святому мученику Михаилу совершается в день его мученической кончины — 2 декабря (19 ноября по старому стилю), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских (переходящее празднование в воскресенье, ближайшее к 25 января / 7 февраля).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист