Житие мч. Евлампия
Житие святого мученика Евлампия Палестинского дошло до нас благодаря трудам церковного историка Евсе́вия Кесарийского, который был современником и очевидцем описываемых событий. Мученический венец святой Евлампий принял в правление императора Диоклетиа́на, когда был издан эдикт, повелевавший разрушать храмы, сжигать Писания и принуждать христиан к идолопоклонству под страхом смерти.
События разворачивались в Кесарии Палестинской. Правитель области, жестокий Урбан, устроил показательные казни, бросая христиан на растерзание зверям. В это время группа из восьми юношей, вдохновленная подвигом первомучеников, решилась на акт высочайшего духовного мужества. В состав этой группы входили христиане из разных мест: Понта, Газы и Диосполя. Среди них был и святой Евлампий, происходивший из древнего города Аскало́н.
Юноши, предварительно связав себе руки за спиной, внезапно вышли из толпы и преградили путь правителю, который направлялся в амфитеатр. Единодушно и громко они исповедали свою веру в Единого Бога. Историк Евсевий описывает этот момент как чудо дерзновения: безоружные и связанные узники морально победили вооруженную стражу и самого наместника Рима. Правитель был столь ошеломлен их решимостью и спокойствием перед лицом смерти, что поначалу не смог предать их немедленной казни, надеясь сломить их волю в темнице.
Однако ни темничное заключение, ни угрозы мучительных пыток не поколебали веру святого Евлампия и его братьев во Христе. Они оставались тверды в своем исповедании, доказывая, что любовь к Богу сильнее страха смерти. Вскоре приговор был вынесен. 24-го дня месяца Дистра (что соответствует 15 марта по старому стилю) святые мученики были обезглавлены. Вместе с Евлампием пострадали Агапий, Пуплий (Павсилий), Тимолай, Ромил, два Александра и Дионисий. Их святые тела были с честью погребены христианами, а души водворились в обителях Небесных.
Историческое значение подвига
Мученичество Евлампия и его спутников стало ярким свидетельством провала языческой политики устрашения. Вместо того чтобы испугаться показательных казней, христиане сами шли на страдания, превращая эшафот в кафедру проповеди. Почитание святого Евлампия издревле утвердилось в Церкви, напоминая верующим о том, что истинная вера не бывает пассивной, но всегда готова к деятельному свидетельству Истины.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке