Житие Болгарского
Авторские жития святого
История подвига святого мученика Бояна, в исторических хрониках именуемого Енраво́той (или Воином), открывает собой страницу христианской святости в Болгарском государстве. Он был старшим сыном хана Омурта́га, правившего в период ожесточенного противостояния Болгарии и Византийской империи. Начало IX века характеризовалось не только военными конфликтами, но и духовной борьбой: языческая знать видела в христианстве угрозу государственным устоям и проводника византийского влияния. Именно в этой сложной обстановке формировался характер будущего мученика.
Ключевую роль в судьбе князя сыграл пленный византийский клирик Кина́м (по другим источникам — епископ), захваченный во время походов хана Крума. Омуртаг, пытаясь принудить пленника к участию в идоложертвенных трапезах и получив решительный отказ, заточил его в темницу на долгие годы. Енравота, будучи наследником престола, имел доступ к темнице. Посещая узника, он был поражен его стойкостью и мудростью. Долгие беседы о смысле жизни, о Творце и спасении души привели к тому, что сердце языческого князя смягчилось, и он принял святое Крещение.
Из-за подозрения в симпатиях к христианству и «чуждым обычаям», Омуртаг лишил старшего сына права наследования, передав престол младшему сыну Малами́ру (в некоторых источниках именуемому Владимиром). После смерти отца Енравота испросил у брата свободы для своего духовного наставника Кинама. Маламир исполнил просьбу, но вскоре узнал, что освобожденный грек не просто служит его брату, а утверждает его в христианской вере. Это было воспринято как государственная измена и предательство традиций рода.
Призвав брата к ответу, хан Маламир поставил ультиматум: или отказ от «Бога чужеземцев» и возвращение к языческим обрядам, или смерть. Святой Боян ответил речью, достойной древних апологетов. Он осудил языческих богов как бездушных идолов и с твердостью заявил: «Никто не отлучит меня от любви Христовой». Видя непреклонность мученика, хан приказал казнить его.
Мученическая кончина последовала около 833 года. Стоя перед палачом, святой Енравота, исполненный Духа Святого, произнес пророчество, записанное блаженным Феофилактом Болгарским: «Вера, за которую я ныне умираю, преумножится на болгарской земле. Вы напрасно пытаетесь остановить ее смертью моей; вы воздвигнете храмы Богу Истинному, и священники будут служить в них чисто и свято». Также он предрек скорую смерть самому Маламиру. Пророчества святого сбылись в точности: Маламир вскоре скончался, не оставив наследников, а престол перешел к племяннику Бояна — Пресиа́ну, чьим сыном был святой равноапостольный князь Борис, креститель Болгарии. Таким образом, кровь мученика Бояна стала семенем, из которого выросла Болгарская Православная Церковь.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке