Житие Домнины и дщерей ее Виринеи и Проскудии
История подвига святых мучениц Домни́ны и ее дочерей Вирине́и и Проску́дии дошла до нас благодаря свидетельствам древних церковных историков, в частности Евсевия Кесарийского, и похвальному слову святителя Иоанна Златоуста. Эти святые жены жили в начале IV века, в эпоху «Великого гонения» императора Диоклетиана — времени, когда Римская империя предприняла яростную попытку искоренить христианство.
Домнина была знатной дамой из Антиохии, впоследствии поселившейся в Едессе. Она обладала большим состоянием, но славилась прежде всего добродетелью и мудростью. Две ее дочери, Виринея (в греческой традиции Вереника) и Проскудия (Просдока), были в расцвете юности. Мать воспитала их в страхе Божием, научив презирать мирскую суету и ценить превыше всего чистоту души. Евсевий пишет о них как о женщинах, «сияющих красотой тела и души».
Когда началось преследование, семья попыталась скрыться в соседнюю провинцию, но была выслежена. Воины, схватившие женщин, повели их в Антиохию, где их ждал неправедный суд и казнь. Но более всего Домнина страшилась не пыток, а бесчестия, которому могли подвергнуться ее дочери. В те времена язычники часто использовали насилие над христианскими девами как способ сломить их дух.
На пути в Антиохию отряд остановился в городе Иера́поль, близ переправы. Во время привала воины устроили трапезу с вином. Видя, что стража пьянеет и становится развязной, Домнина поняла: час испытания настал. Она сказала дочерям, что поругание девства страшнее смерти, ибо оно оскверняет храм Божий, которым является тело христианина. Святитель Иоанн Златоу́ст в своей беседе подчеркивает мужество матери, действовавшей в этот момент не как слабая женщина, а как иерей, готовый принести жертву Богу.
Убежденные словами матери, девушки решили не ждать, пока нечестивые руки коснутся их. Они попросили воинов отпустить их ненадолго к реке якобы для омовения. Солдаты, разморенные вином и жарой, разрешили. Оказавшись на берегу, святые мученицы вознесли молитву, осенили себя крестным знамением и, взявшись за руки, бросились в быстрину. Тяжелые одежды увлекли их на дно, и они предали свои чистые души в руки Господа.
Этот поступок Церковь расценила не как грех самоубийства, совершаемый от отчаяния, а как мученический подвиг защиты веры и нравственной чистоты. Они крестились в собственной смерти, сохранив верность Небесному Жениху. Память о них навсегда сохранилась в Церкви как пример бескомпромиссной любви к Богу.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке