Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Жизнеописание мученицы Наталии Копы́тиной — это история верности Христу «даже до крови», проявленной в условиях жесточайших гонений XX века. Наталия Ивановна родилась в 1890 году в селе Була́хово Данковского уезда Рязанской губернии (территория современной Липецкой области). Она происходила из благочестивой крестьянской семьи и воспитывалась в традициях православного благочестия, характерного для русской деревни того времени. Всю свою жизнь до ареста она прожила в родном селе, занимаясь сельским хозяйством и домоводством.

Суровые испытания для верующих начались с приходом советской власти. В 1930-е годы государственная машина атеизма перешла к физическому уничтожению Церкви. В селе Булахово, как и повсеместно, был закрыт храм. Однако церковная община не распалась. Верующие, лишенные пастырского окормления и места для богослужений, продолжали собираться тайно. Наталия Ивановна была одной из тех, кто поддерживал этот духовный огонь. В ее доме часто находили приют странствующие священнослужители и монашествующие, изгнанные из своих обителей. Здесь же совершались молебны и читалась Псалти́рь.

Осень 1937 года ознаменовалась новым витком репрессий. Органы НКВД получили разнарядки на арест определенного количества «антисоветских элементов», к которым автоматически причислялись активные церковники. 14 ноября 1937 года Наталия Ивановна была арестована сотрудниками Данковского райотдела НКВД. Вместе с ней по одному делу проходили и другие верующие. Их обвинили в участии в контрреволюционной церковно-монархической группировке.

Начались изнурительные допросы в Данковской тюрьме. Следователи применяли различные методы давления, добиваясь признательных показаний. Материалы следственного дела сохранили диалоги, раскрывающие исповедническую позицию святой. На вопрос следователя: «Следствию известно, что в вашем доме происходили сборища церковников и велись беседы антисоветского характера. Признаете ли вы это?», Наталия Ивановна ответила: «В моем доме действительно иногда ночевали проходящие люди и монашки, но никаких сборищ и антисоветских бесед мы не вели».

Обвинители настаивали: «Вы обвиняетесь в активной антисоветской деятельности. Признаете вы себя виновной?» Мученица твердо заявила: «Виновной себя в антисоветской деятельности не признаю. Я человек верующий, верую в Бога, и эта вера является моим убеждением, но враждебно к советской власти я не настроена». Это было единственное «преступление», которое она признала, — вера в Бога.

Для оформления приговора властям потребовались показания штатных свидетелей. Были вызваны двое жителей села, которые подписали необходимые протоколы, оговорив Наталию Ивановну. Они утверждали, что она якобы предсказывала скорое падение советской власти и призывала не вступать в колхозы. Даже имея на руках эти лжесвидетельства, следователи не смогли сломить волю узницы и заставить её подписать самооговор.

31 декабря 1937 года, в канун гражданского нового года, тройка УНКВД по Рязанской области вынесла решение: Копытину Наталию Ивановну — расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 11 января 1938 года. Тело мученицы, скорее всего, было вывезено в лес или овраг и захоронено в общей могиле, местонахождение которой до сих пор остается неизвестным.

Реабилитация Наталии Ивановны Копытиной состоялась в 1989 году. Прокуратура Рязанской области пересмотрела дело и не нашла в действиях осужденной состава преступления. Церковное же прославление совершилось на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Ныне мученица Наталия почитается как небесная покровительница Липецкой земли, являя пример стойкости и верности евангельским заповедям.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист