Житие
Подвиг святой мученицы княгини Марии Владимирской освящает трагическую и великую страницу истории Святой Руси — монгольское нашествие XIII века. Святая Мария известна в истории как супруга князя Всеволода Юрьевича, старшего сына великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и святой великой княгини Ага́фьи. Брак ее был династическим союзом, скреплявшим могущество Владимирского княжества, однако Промыслом Божиим ей было уготовано не земное правление, а венец мученический.
Начало 1238 года стало роковым для стольного града Владимира. После падения Рязани и Москвы, несметные полчища хана Батыя 3 февраля подошли к стенам столицы Северо-Восточной Руси. Великий князь Юрий Всеволодович в это время находился в отъезде — он ушел на север, на реку Сить, чтобы собрать полки для решающей битвы. Во Владимире осталась вся его семья: супруга, великая княгиня Агафья, сыновья Всеволод (супруг Марии) и Мстислав, дочь Феодора и две снохи, включая святую Марию, а также внуки.
Оборону города возглавил супруг Марии, князь Всеволод. Однако силы были слишком неравны. После нескольких дней отчаянного сопротивления, 7 (по новому стилю 20) февраля, город пал. Татары пробили брешь в стене и хлынули внутрь, предавая все огню и мечу. Летописи, такие как Лаврентьевская, с болью повествуют о «плаче и стенании», наполнивших город.
Видя неминуемую гибель, князь Всеволод Юрьевич, по свидетельству летописца, «изыде из града с малою дружиною», неся дары хану, «моля о животе людии». Он пытался умилостивить Батыя и спасти оставшихся. Однако хан, «яко зверь дикий», не принял даров и приказал убить молодого князя. Так святая Мария в один день стала вдовой.
Оставшаяся часть княжеской семьи, во главе с епископом Владимирским, святителем Митрофа́ном, а также множество горожан, искали спасения в стенах кафедрального Успе́нского собо́ра. Это было не просто бегство, но осознанный выбор — встретить смерть в доме Божием. Они затворились на верхних хорах, или «пола́тях», храма. В то время как внизу, в самом соборе, захватчики грабили утварь и оскверняли святыни, наверху шла последняя молитва.
Святитель Митрофан, видя неизбежность гибели, обратился к пастве с последним словом утешения. Он вдохновлял их не бояться смерти и сохранить верность Христу, обещая венцы небесные. По его благословению, все присутствовавшие князья, княгини и бояре приняли иноческий и схимнический постриг, готовясь предстать пред Господом в ангельском чине. Святая княгиня Мария, вместе со свекровью Агафьей и другими, причастилась Святых Христовых Таин из рук святителя.
Татары, не имея возможности добраться до затворившихся на хорах, предприняли чудовищное злодеяние. Они обложили собор дровами, принесли хворост и бревна из ближайших строений и подожгли храм с четырех сторон. Величественное творение Андрея Боголюбского, святыня всей Руси, превратилась в гигантский погребальный костер. Все, кто находился внутри — святитель Митрофан, княгини Агафья, Мария, их дети, родные и множество православного народа — приняли мученическую кончину, задохнувшись в дыму или сгорев в огне.
Их смерть не была напрасной. Она стала не только обвинением жестокости захватчиков, но и великим духовным подвигом, сравнимым с подвигами первых христианских мучеников. Отказавшись от плена, поругания и возможного отречения, святая Мария и бывшие с ней засвидетельствовали свою предельную верность Православной вере и Христу. Их общая могила — сожженный Успенский собор — стала символом стойкости и святости Владимирской земли. Мощи святых мучеников были обретены позже и с благоговением положены в том же восстановленном соборе. Святая мученица княгиня Мария прославлена в лике святых и почитается в Соборе Владимирских святых. Память ее и всех владимирских мучеников совершается 4 (17) февраля.
Другие святые с именем Мария
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке