Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Чешской

Дни памяти
Авторские жития святой
Память святой мученицы Людмилы
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святой мученицы Людмилы, княгини Чешской
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Исторический и духовный путь святой мученицы Людмилы неразрывно связан с утверждением христианства в землях западных славян. Родилась она около 860 года в семье сербского князя Славибора. В то время политическая карта Европы менялась, и брак Людмилы с чешским князем из династии Пржемысловичей — Бориво́ем I — имел важное династическое значение. Однако Промыслом Божиим этот союз стал не только политическим, но и духовным фундаментом для всей Чехии. Прибыв в Великую Моравию, супруги были крещены святым равноапостольным Мефодием, архиепископом Моравским. Это событие определило культурный вектор развития Чехии: здесь начала распространяться славянская письменность и богослужение.

По возвращении в свои владения княжеская чета заложила первый в Чехии христианский храм в честь святого Климента в Леви-Градце, а затем церковь Девы Марии в Праге. После кончины супруга (ок. 889 г.) святая Людмила прожила во вдовстве более 30 лет. Ее жизнь была образцом христианского благочестия: она была «матерью нищим, ногой хромым, оком слепым», как повествуют древние летописи. Особое попечение она оказывала духовенству, понимая важность просвещения народа, еще недавно пребывавшего во тьме язычества.

Конфликт, приведший к мученичеству святой, имел глубокие религиозно-политические корни. После смерти сыновей Людмилы власть перешла к регентше Драгоми́ре, матери юного князя Вячеслава. Драгомира, происходившая из языческого племени гаволян, опиралась на знать, желавшую возврата к языческим обычаям и независимости от христианского влияния. Людмила же, воспитывавшая внука Вячеслава в законе Господнем, представляла собой оплот христианской веры. Вячеслав под влиянием бабушки вырос глубоко верующим правителем, что вызывало ярость его матери.

Видя неизбежность столкновения, святая Людмила удалилась в город Те́тин. Она предвидела свою кончину и призвала священника Павла, чтобы исповедаться и причаститься. В ночь с 15 на 16 сентября 921 года убийцы, посланные Драгомирой (в летописях сохранились их имена — Тунна и Гоммон), окружили замок. Ворвавшись в покои, они нашли княгиню на молитве. Смиренно, но твердо Людмила сказала им: «Зачем пришли вы? Не я ли воспитывала вас как сыновей, одаривая золотом и одеждами?». Не внимая ее словам, убийцы набросили ей на шею повой (головной убор) и задушили. Святая мученица скончалась в возрасте шестидесяти одного года.

Драгомира приказала похоронить тело свекрови под городской стеной, надеясь предать ее имя забвению. Однако вскоре на могиле стали происходить чудеса: по ночам над местом погребения видели горящие свечи, а слепой человек прозрел, коснувшись земли с могилы. Услышав о знамениях, внук святой, князь Вячеслав, в 925 году торжественно перенес нетленные мощи мученицы в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (Йиржи), где они пребывают и поныне. Глава святой отделена от тела и почитается особо в соборе Святого Вита.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист