Житие Фервуфы девы, сестры и рабыни ее
Авторские жития святой
Святая мученица Ферву́фа (в сирийской традиции — Тарбо или Тарбула) сияет в сонме персидских мучеников, пострадавших в середине IV века. Это было время правления шахиншаха Шапура II (в житиях — Сапор), который, подстрекаемый зороастрийским жречеством, воздвиг одно из самых кровопролитных гонений на Церковь Христову на Востоке. Фервуфа происходила из знатного рода и была родной сестрой святителя Симеона, епископа Ктесифо́нского, духовного лидера христиан Персии.
После того как святитель Симеон был предан мечу, Фервуфа осталась сиротой. Она избрала путь девства и молитвенного служения, проживая в скромном доме вместе с сестрой (в некоторых текстах упоминается как рабыня, разделявшая ее подвиг). Их уединенная жизнь стала причиной ненависть врагов Церкви.
Ложное обвинение и арест
Попущением Божиим супруга царя впала в тяжкий недуг. Придворные врачи оказались бессильны. Враги рода святого Симеона составили заговор, донеся царице: «Болезнь твоя не естественная, но наслана чарами. Сестра убитого Симеона, Фервуфа, мстя за кровь брата, отравила тебя колдовством».
Поверив клевете, царица приказала схватить невиновных. Фервуфа и две ее спутницы предстали перед судом. Один из главных мо́бедов, пораженный ликом Фервуфы, тайно предложил ей сделку: отречься от Бога, поклониться солнцу и огню и стать его женой в обмен на спасение.
Исповедание веры
Ответ святой девы вошел в историю агиографии как образец мужества. Она ответила: «Мы не виновны в том, в чем вы нас обвиняете. Христианский закон запрещает желать зла даже врагам, тем более — творить волшебство, которое есть мерзость пред Богом. Мы молимся о здравии царя и царицы. Но если вы требуете вероотступничества, знайте: я — невеста Христа. Я не променяю жизнь вечную на временную усладу и не поклонюсь твари вместо Творца».
Услышав отказ, судьи доложили царю, что христианки не раскаиваются. Шапур обратился к магам, и те вынесли вердикт: чтобы очистить царицу от «порчи», необходимо рассечь дев пополам и заставить больную пройти между частями их тел. Этот древний ритуал очищения кровью был применен к святым исповедницам.
Мученическая кончина
Святую Ферву́фу и ее спутниц вывели за городские стены. Их растянули на кольях и распилили пилой. Души мучениц вознеслись в Небесные обители. Тела их были оставлены висеть по обе стороны дороги. Царицу пронесли между останками, однако исцеления не произошло — вскоре она скончалась, что стало грозным знамением для гонителей.
Христиане тайно собрали честные останки мученицы Фервуфы и пострадавших с нею и предали их земле. Память их совершается Церковью неизменно, напоминая верующим о победе духа над плотью и веры над страхом смерти.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке