Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мц. Анастасии Лебедевой

Дни памяти

Свята́я му́ченица Анастаси́я Ле́бедева, в миру носившая имя Агриппи́на Па́вловна, родилась 12 июня 1877 года в селе Спас-Конино Медынского уезда Калужской губернии. Её родители, Павел и Пелагея, были простыми крестьянами, но сумели воспитать дочь в духе глубокого благочестия и православной веры, которая впоследствии стала смыслом всей её жизни. С юных лет Агриппи́на отличалась прилежанием к молитве и труду, искренним стремлением к духовному совершенству, что естественным образом привело её к желанию посвятить себя Богу в монашеском чине.

После Октябрьского переворота 1917 года и начала гонений на Церковь, прямое поступление в монастырь стало невозможным. Однако, подобно многим верующим, не желавшим отказываться от монашеского пути, Агриппи́на приняла тайный постриг в начале 1920-х годов с именем Анастаси́я. Она поселилась в Москве, где продолжала нести свой монашеский подвиг в миру. В то время это было общим явлением: монашествующие жили малыми общинами или поодиночке, зарабатывая на жизнь трудом, но сохраняя устав иноческой жизни, духовное послушание и молитвенное правило.

Матушка Анастаси́я была близка к кругу московского духовенства, сохранявшего верность Патриарху Ти́хону и противостоявшего обновленчеству. Её духовником и наставником стал известный и горячо почитаемый в Москве архимандри́т Амфило́хий (Скворцов), который в 1937 году также примет мученическую кончину. Му́ченица Анастаси́я помогала ему в его пастырских трудах и сама оказывала духовную поддержку многим верующим, страдавшим от усиливающихся притеснений. Она вела строгую аскетическую жизнь, отличалась милосердием и нестяжательностью, была известна как ревностная молитвенница.

В разгар Большого террора, 28 октября 1937 года, инокиня Анастаси́я была арестована. На первых же допросах, которые проводились в Буты́рской тюрьме, она проявила непоколебимую твёрдость. Ей вменяли в вину участие в «контрреволюционной группе церковников», якобы возглавляемой архимандри́том Амфило́хием, а также распространение «клеветнических измышлений против советской власти». На все вопросы следователя о её политических взглядах и принадлежности к «контрреволюционной организации» матушка Анастаси́я отвечала прямо и искренне, но без политической подоплёки:

  • Она подтвердила, что постоянно ходила в церковь и молилась, считая это своим долгом как верующей христианки.
  • Не отрицала общения с другими верующими и священниками, но категорически отвергла обвинения в антисоветской агитации.
  • На вопрос о её отношении к советской власти она отвечала, что не вмешивается в политику, а молится Богу, «чтобы устроил жизнь».

Эти ответы свидетельствуют о её духовном мужестве: она не стала подписывать клеветнические показания против себя и других, но и не скрыла своей веры. Стойкое исповедание христианских принципов, даже под угрозой смерти, было расценено как достаточное доказательство её «вины».

29 ноября 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Московской области вынесла инокине Анастаси́и Ле́бедевой смертный приговор — расстрел. Приговор был приведён в исполнение спустя несколько дней, 3 декабря 1937 года. Му́ченица была погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бу́тово под Москвой, месте казни тысяч православных христиан и невинных жертв репрессий.

Подвиг му́ченицы Анастаси́и Ле́бедевой был признан Русской Православной Церковью, и она была канонизирована на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Её память празднуется 20 ноября (3 декабря по новому стилю) и в день Собора новому́чеников и исповедников российских.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист