Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Емилиана исп. Кизического

Дни памяти
Авторские жития святой
Память преподобного Емилиана Исповедника
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память св. Емилиана исповедника, епископа Кизического
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Исповедник Емилиан, епископ Кизи́ческий, является одним из ярчайших столпов Православия периода иконоборческих споров IX века. Он занимал кафедру в митрополии Кизика (Геллеспонт) в то время, когда Византийской империей правил Лев V Армяни́н. Этот император, придя к власти, решил возродить иконоборческую ересь, осужденную ранее VII Вселенским Собором, ошибочно связывая политические неудачи государства с почитанием святых образов.

Кульминацией противостояния стал 815 год, когда император инициировал лжесобор в Константинополе. Целью собрания было богословское оправдание уничтожения икон и принуждение высшего духовенства к согласию с новой государственной идеологией. На собор были вызваны виднейшие архиереи того времени, среди которых находился и святейший Патриарх Ники́фор, и святитель Емилиан. Атмосфера была накалена угрозами физической расправы и отлучения.

В ходе дебатов, когда император настойчиво требовал подчинения, святитель Емилиан выступил с речью, которая вошла в церковную историю как образец защиты канонического права. Он не стал вступать в лукавые словопрения еретиков, но указал на фундаментальную ошибку: вмешательство светского правителя в догматические вопросы. Согласно житийным источникам, он твердо произнес: «Вопрос сей, царь, церковный, а не гражданский; исследовать его подобает в церкви, а не в царских палатах, и решать его имеют власть архиереи, а не цари».

Разъяренный твердостью епископа, Лев V приказал немедленно лишить его сана и отправить в заточение. Святитель Емилиан был сослан в отдаленную провинцию, где условия содержания были крайне суровыми. В изгнании он провел остаток своей жизни, претерпевая зной и холод, скудость пищи и издевательства стражи, но ни разу не поколебался в верности иконопочитанию. Он рассматривал свои страдания как соучастие в Страстях Христовых. Точная дата его кончины варьируется в источниках, но большинство историков сходится на том, что он преставился ко Господу в изгнании, не дожив до Торжества Православия, но приблизив его своим подвигом.

Богословское значение подвига

Значение исповедничества святого Емилиана выходит за рамки личного мужества. Его аргументация стала важным вкладом в учение о симфонии властей и независимости Церкви в вопросах вероучения. Он защищал не просто «доски с красками», но догмат о Боговоплощении: если Бог стал человеком, значит, Он изобразим, и отрицание иконы есть отрицание истинности Его человеческой природы.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист