Житие свт. Емилиана исп. Кизического
Авторские жития святой
Исповедник Емилиан, епископ Кизи́ческий, является одним из ярчайших столпов Православия периода иконоборческих споров IX века. Он занимал кафедру в митрополии Кизика (Геллеспонт) в то время, когда Византийской империей правил Лев V Армяни́н. Этот император, придя к власти, решил возродить иконоборческую ересь, осужденную ранее VII Вселенским Собором, ошибочно связывая политические неудачи государства с почитанием святых образов.
Кульминацией противостояния стал 815 год, когда император инициировал лжесобор в Константинополе. Целью собрания было богословское оправдание уничтожения икон и принуждение высшего духовенства к согласию с новой государственной идеологией. На собор были вызваны виднейшие архиереи того времени, среди которых находился и святейший Патриарх Ники́фор, и святитель Емилиан. Атмосфера была накалена угрозами физической расправы и отлучения.
В ходе дебатов, когда император настойчиво требовал подчинения, святитель Емилиан выступил с речью, которая вошла в церковную историю как образец защиты канонического права. Он не стал вступать в лукавые словопрения еретиков, но указал на фундаментальную ошибку: вмешательство светского правителя в догматические вопросы. Согласно житийным источникам, он твердо произнес: «Вопрос сей, царь, церковный, а не гражданский; исследовать его подобает в церкви, а не в царских палатах, и решать его имеют власть архиереи, а не цари».
Разъяренный твердостью епископа, Лев V приказал немедленно лишить его сана и отправить в заточение. Святитель Емилиан был сослан в отдаленную провинцию, где условия содержания были крайне суровыми. В изгнании он провел остаток своей жизни, претерпевая зной и холод, скудость пищи и издевательства стражи, но ни разу не поколебался в верности иконопочитанию. Он рассматривал свои страдания как соучастие в Страстях Христовых. Точная дата его кончины варьируется в источниках, но большинство историков сходится на том, что он преставился ко Господу в изгнании, не дожив до Торжества Православия, но приблизив его своим подвигом.
Богословское значение подвига
Значение исповедничества святого Емилиана выходит за рамки личного мужества. Его аргументация стала важным вкладом в учение о симфонии властей и независимости Церкви в вопросах вероучения. Он защищал не просто «доски с красками», но догмат о Боговоплощении: если Бог стал человеком, значит, Он изобразим, и отрицание иконы есть отрицание истинности Его человеческой природы.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке