Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие блж. Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца

Дни памяти

Святой и блаженный Васи́лий, Христа ради юродивый, Московский и всея России чудотворец, родился в декабре 1469 года (по другим источникам, в 1468) в подмосковном селе Елохове, у церкви в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его, Иаков и Анна, были простыми и благочестивыми крестьянами. Промыслом Божиим, еще во чреве матери он был посвящен на служение Богу.

Достигнув отроческого возраста, Василий был отдан в учение к сапожнику в Москве. Уже в эти юные годы Господь начал открывать в нем дары благодати. Произошел примечательный случай, описанный во всех житиях святого. Однажды к хозяину мастерской пришел некий купец, судя по всему, человек состоятельный. Он заказал себе сапоги и просил сделать их с особой тщательностью, чтобы они прослужили ему не менее года. Хозяин, желая угодить клиенту, пообещал исполнить заказ. В этот момент юный Василий, взглянув на купца, улыбнулся. Когда тот ушел, мастер спросил ученика о причине его улыбки. Василий ответил: «Ты судишь неверно. Человек сей заказывает сапоги на год, а он и до утра не доживет – ныне же умрет». Как выяснилось на следующий день, слова отрока в точности сбылись: купец скоропостижно скончался. Тогда хозяин понял, что ученик его – не простой человек, а отмеченный Богом.

В шестнадцать лет Василий оставил и ремесло, и своих родителей (хотя в некоторых источниках говорится, что он был сиротой) и пришел в Москву, избрав для себя один из самых тяжелых и тернистых путей спасения – по́двиг юро́дства Христа ради. Он отрекся от всего мирского: от дома, от имущества, от родства, от приличий, принятых в обществе, и даже от здравого рассудка в глазах мира сего. Целью этого подвига было стяжание крайнего смирения, умерщвление плотских страстей и гордыни, а также – и это было главным в его служении – обличение грехов и неправды мира, призыв к покаянию.

Жизнь его была непрестанной цепью лишений. Он ходил по улицам Москвы совершенно нагим, не имея ни клочка одежды, чтобы прикрыть тело. Ни лютые русские зимы, ни летний зной не могли заставить его изменить этому правилу. Он был, по словам жития, «зимою и летом, наг всем телом». Этим он не только умерщвлял свою плоть, но и являл образ первозданной чистоты Адама до грехопадения, а также обличал погрязшее в грехах и заботах о «ризах кожаных» общество. Ночевал он, где придется: на церковной паперти, на городской площади или просто на земле, не имея постоянного пристанища.

Питался он только тем, что подавали ему добрые люди, причем принимал милостыню не от всякого. Если он видел, что человек подает с нечистым сердцем, из тщеславия, или же нажил свое богатство неправдой, блаженный мог с гневом отвергнуть дар. Его поведение часто казалось вызывающим и безумным. Он мог опрокинуть лоток с калачами у торговца. Толпа, видя это, набрасывалась на него и била. Но позже выяснялось, что торговец тот, желая наживы, подмешивал в муку мел или известь, и хлеб его был вреден для здоровья. Василий же смиренно и с радостью принимал побои, молясь за тех, кто его избивал.

Его поступки были полны символического и пророческого смысла. Так, он часто бросал камни в дома, где жили благочестивые и богобоязненные люди. Когда его спрашивали о причине, он отвечал, что у ворот этих домов стоят бесы, которых изгнали святые молитвы хозяев, и он камнями отгоняет их. И напротив, он подходил к домам, где жили явные грешники, пьяницы и блудники, и целовал углы этих строений, прижимаясь к ним и плача. Этим он показывал, что у этих домов стоят святые Ангелы-Хранители, которые не могут войти внутрь из-за смрада греховного, и он, Василий, со слезами утешает их.

Господь наделил Своего угодника великим даром прозорливости и чудотворения. В 1547 году Москва была охвачена великим пожаром. За несколько дней до этого блаженный пришел в Воздвиженский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и стал горько плакать перед иконой Божией Матери. Он молился так усердно, что слезы его текли ручьями. Люди, видя это, сочли его плач очередным проявлением безумия. Но на следующий день начался страшный пожар, истребивший большую часть столицы. Стало ясно, что святой предвидел бедствие и своей молитвой к Богородице умолял об отвращении гнева Божия и о спасении города.

Особой страницей в житии святого являются его отношения с царем Иоа́нном IV Грозным. Царь, при всей своей суровости и крутом нраве, почитал и, несомненно, боялся блаженного, как гласа Божией правды. Василий был одним из немногих, если не единственным, кто мог открыто обличать царя в его жестокостях и грехах. Известен случай, когда во время Великого поста царь пригласил блаженного во дворец. Желая то ли испытать его, то ли из некоего расположения, Иоанн предложил ему чашу с вином. Святой взял чашу и трижды вылил ее содержимое в окно. Царь, разгневавшись, вскричал: «Как ты смеешь так поступать в царских чертогах!». На это блаженный кротко ответил: «Я не пролил вино, я потушил им пожар». Когда царь потребовал объяснений, Василий сказал: «В Новгороде великий пожар, и я заливаю его». Тотчас были посланы гонцы в Новгород. Вернувшись, они подтвердили, что в тот самый день и час, когда царь говорил с блаженным, в Новгороде действительно случился пожар, но он был потушен чудесным образом: некий нагой человек бегал по городу с водоносом и заливал самые опасные места.

Блаженный Василий не только обличал, но и утешал. Когда царица Анастасия Романовна родила сына Ивана, но младенец вскоре умер, блаженный пришел во дворец и горько плакал, утешая скорбящих родителей.

Скончался святой угодник Божий 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Перед смертью он впал в тяжелую болезнь, что было удивительно для человека, всю жизнь проведшего нагим и спавшего на голой земле. Но и в этом был Промысл: болезнь дала ему время приготовиться к отходу в вечность и принять последнее напутствие от святителя Мака́рия, Митрополита Московского. Сам царь Иоанн Грозный с царицей Анастасией и сыновьями пришли проститься с умирающим праведником. Блаженный вел с ними последнюю беседу, наставляя их и предсказывая будущее России.

Похороны святого Василия были всенародными. Гроб с его честным телом несли на своих плечах сам царь Иоанн Грозный и знатнейшие бояре. Отпевание совершал митрополит Мака́рий собором духовенства. Погребли блаженного на кладбище при церкви Святой Троицы, что на Рву, у стен строящегося тогда Покровского собора, который возводился в честь взятия Казани.

Почитание святого началось сразу после его кончины. Множество чудес и исцелений происходило у его гроба. В 1588 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, сына Грозного, и по благословению Патриарха Иова, состоялось прославление святого Василия в лике святых. Над местом его погребения был устроен придел, который освятили в его честь. Со временем этот придел стал настолько почитаем, что и весь собор, дивное творение русских зодчих, получил в народе свое второе, ныне всемирно известное имя – храм Василия Блаженного. Честные мощи святого были обретены и положены в раку в этом приделе, где они и покоятся по сей день, источая исцеления всем, с верою притекающим.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист