Житие блж. Константина, митр. Киевского и всея России
Авторские жития святого
Блаженный Константин I, митрополит Киевский и всея Руси — одна из самых драматичных фигур в истории Русской Церкви домонгольского периода. Его святительство пришлось на эпоху острой борьбы между суздальскими и волынскими князьями, которая напрямую затрагивала церковное управление. В 1147 году собор русских епископов по воле князя Изяслава Мстиславича избрал митрополитом Климента Смолятича без благословения Константинополя. Это вызвало раскол. В 1155 году, после утверждения в Киеве Юрия Долгорукого, из Византии прибыл законно поставленный патриархом митрополит Константин.
Деятельность митрополита Константина носила бескомпромиссный характер. Стремясь искоренить последствия раскола, он предал церковной ана́феме покойного князя Изяслава и запретил в служении клириков, рукоположенных Климентом. Более того, он требовал совершать над ними повторные рукоположения, что с точки зрения канонического права являлось мерой крайне суровой. Такая жесткость настроила против него многих киевлян и южнорусских князей.
Политическая ситуация изменилась в 1157 году со смертью Юрия Долгорукого. Новый киевский князь Мстислав Изяславич был сыном того самого князя, которого проклял Константин. Митрополит был вынужден бежать в Чернигов, который оставался оплотом противников киевского правителя. Там, находясь в изгнании и чувствуя приближение смерти, святитель пережил глубокий духовный перелом. Осознавая свою строгость и видя в своих действиях одну из причин продолжения смуты, он решил совершить подвиг крайнего самоуничижения.
В 1159 году, умирая, он оставил епископу Черниговскому Анто́нию страшное завещание: не погребать его тело, но, привязав веревки к ногам, вытащить из города и бросить на пустыре. Исполнение этой воли повергло город в ужас. Однако Промысл Божий явил святость почившего через чудесные знамения. Буря, внезапно разразившаяся над Черниговом, и видение огненных столпов над телом святителя убедили князя Святослава Ольговича в необходимости достойного погребения. Князь лично участвовал в перенесении мощей в кафедральный Спасо-Преображенский собор.
Существует гипотеза, что впоследствии мощи митрополита Константина были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, однако это мнение оспаривается рядом исследователей из-за возможной путаницы с другими одноименными иерархами. Тем не менее, подвиг его посмертного смирения навсегда запечатлелся в церковной памяти, и он почитается в лике святителей.
Другие святые с именем Константин
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке