Житие
Авторские жития святого
Блаже́нный Киприа́н Суздальский, Увотский, чудотворец, чье мирское имя, по некоторым сведениям, было Карп, является одним из подвижников Русской Церкви, просиявших в тяжелейший период ее истории – в начале XVII века, в эпоху, вошедшую в историю как Смутное время. О его происхождении, годах рождения и юности достоверных сведений не сохранилось. Известно лишь, что он избрал для себя один из самых тернистых и высоких путей христианского служения – подвиг добровольного юро́дства Христа ради.
Подвиг юродства заключается в добровольном принятии на себя внешнего вида безумия, чтобы скрыть свои добродетели, умертвить в себе гордость и тщеславие, и, будучи презираемым миром, невозбранно служить Единому Богу. Юродивые часто говорили иносказательно, обличая сильных мира сего и пробуждая совесть в простых людях, напоминая им о Страшном Суде и покаянии.
Блаженный Киприан подвизался в древнем граде Су́здале и его окрестностях. Однако главным местом его подвигов стало село У́воты (также встречается наименование Оботы или Уводы), располагавшееся в Суздальском уезде, на реке Уводь. Ныне это село Старые Уводы в Ивановском районе Ивановской области. Здесь, среди простых сельских жителей, он и нес свой крест. Он ходил в рубище, часто босой, терпел голод, холод и насмешки. Многие считали его просто сумасшедшим, гнали его и даже били. Но блаженный с кротостью переносил все оскорбления, молясь за своих обидчиков.
Те, кто обладал духовной чуткостью, замечали, что за внешней странностью Киприана скрывается великий подвижник. Ночи он проводил в бдении и молитве, часто уединяясь в лесу или проводя время на паперти местного храма. Его иносказательные слова и поступки нередко оказывались пророческими. Он мог обличить тайный грех, предсказать грядущее событие или утешить скорбящую душу так, как не мог утешить ни один мудрец. Господь, видя его великое смирение и любовь к людям, еще при жизни наделил его даром прозорливости и чудотворения.
Свое земное поприще блаженный Киприан завершил 2 сентября 1622 года (по новому стилю – 15 сентября). Он был погребен в селе Увоты, у стен деревянной приходской церкви в честь святителя Николая Чудотворца. Сразу после его кончины у его могилы начали происходить чудеса. Люди, с верою прибегавшие к заступничеству святого, получали исцеления от различных болезней, особенно часто – от недугов глаз и от душевных расстройств (беснования). Слава о новом чудотворце быстро распространилась по Суздальской земле и за ее пределами.
Чудеса стали записываться, и уже во второй половине XVII века были составлены «Служба» и «Сказание о житии и чудесех блаженнаго Киприана, Суздальскаго чудотворца». К сожалению, первоначальные рукописи этих текстов были утрачены. До нас дошли лишь более поздние списки, датируемые XVIII и XIX веками, которые хранятся в рукописных отделах российских библиотек. В этих списках содержится описание около 20 чудес, совершившихся по молитвам к святому.
В XIX веке на месте ветхой деревянной церкви, у которой был погребен святой, был воздвигнут каменный храм. Мощи блаженного Киприана почивали в нем под спудом. В советское время храм был закрыт и осквернен, а место погребения святого было утрачено. Однако почитание угодника Божия в народе не прекращалось.
Канонизация блаженного Киприана носила местный характер. Он издревле почитался в Суздальской (позже Владимирской) епархии. В 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, его имя было включено в Собор Владимирских святых. Празднование этому собору совершается 23 июня (6 июля по новому стилю).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке