Житие свт. Григория Нисского
История Древней Церкви знает не много примеров столь возвышенного и жертвенного служения, какое явила миру святая блаженная Феосе́вия. Она принадлежала к уникальному семейству святых, просиявшему в IV веке в Кесарии Каппадокийской. Ее родителями были благочестивые Василий Старший и Эмме́лия, а братьями — великие отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский. В то время как старшая сестра Макрина стала основательницей женского монашества в их доме, Феосевия избрала иной, не менее тернистый путь — служение Церкви в миру в чине диаконисы.
Согласно древним церковным установлениям, диаконисы избирались из числа вдов или дев, отличающихся особым благочестием. На их плечи ложилась забота о женской части общины: они наставляли оглашенных, помогали епископам и пресвитерам при крещении женщин, следили за порядком в храме и занимались делами благотворительности. Феосевия исполняла это послушание с исключительной ревностью. Она стала неотлучной спутницей и духовной опорой для святителя Григория Нисского. Когда святитель подвергся несправедливым гонениям от арианствующей власти и был отправлен в изгнание, блаженная Феосевия последовала за ним, разделяя все тяготы странствий, нищету и унижения, служа ему и окружающим своим имением и трудами.
Существует дискуссия в церковно-исторической науке относительно точного родства Феосевии и Григория Нисского. Традиционно в житиях она именуется его сестрой. Однако ряд исследователей, опираясь на текст эпитафии святителя Григория Богослова (Назианзи́на), полагают, что она могла быть супругой Григория Нисского, с которой он, по взаимному согласию, жил как брат с сестрой после принятия священного сана, сохраняя девство в браке. Григорий Богослов пишет: «Феосевия... слава Церкви, украшение Христово, польза нашего поколения, надежда женщин... истинно супруга священника, равночестная и достойная великих таинств». Независимо от плотского родства, их духовный союз был образцом христианской любви и единомыслия.
Блаженная скончалась около 385 года, предположительно в Севастии или Ниссе, вскоре после того, как святитель Григорий вернулся из изгнания. Смерть ее стала тяжелым ударом для брата (или супруга), уже потерявшего к тому времени Василия Великого. Святитель Григорий Богослов в своем 197-м письме призывает друга к мужеству, напоминая, что Феосевия перешла к «бесплотным силам», освободившись от уз тела. Ее память бережно хранится Церковью как пример того, что святость достижима не только в пустыне, но и в деятельном служении ближним посреди мира.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке