Житие Андрея Боголюбского
Святой благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский, внук великого князя Влади́мира Монома́ха, был сыном Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы. Он родился около 1111 года и с юных лет отличался от современников глубокой верой, молитвенностью и любовью к церковным службам. Летописи отмечают, что он с юности был «вкоренен в добродетелях», щедр к нищим и прост в обращении, несмотря на высокое происхождение.
Отец, Ю́рий Долгору́кий, вел постоянную борьбу за киевский престол, и Андрей много времени провел в военных походах. Однако душа его не лежала к военной славе и шумной жизни Киева. В 1149 году Юрий Долгорукий дал сыну в удел Вышгород, древний город под Киевом. Но князя Андрея тяготила южная Русь, раздираемая междоусобицами. Он прозревал, что духовный и политический центр Руси смещается на север, в Ростово-Суздальскую землю, и видел свое предназначение в устроении этого края.
В 1155 году, без отчего благословения, князь Андрей тайно покидает Вышгород. Он берет с собой величайшую святыню, бывшую в Вышгородском монастыре, — чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную святым евангелистом Лукой. По пути во Владимир, на берегу реки Клязьмы, лошади, везшие икону, встали и не могли тронуться с места. Замена лошадей не помогла. Князь Андрей пал перед иконой в молитве. В ту ночь ему было видение: Сама Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела не везти икону в Ростов, а оставить ее во Владимире, а на месте этого явления основать обитель в Ее честь. Князь со слезами исполнил повеление. Икона с тех пор получила имя Владимирской и стала главной святыней Северо-Восточной Руси. А на месте видения был основан город Боголюбово («Богом любимое место») и Рождество-Богородицкий монастырь, ставший резиденцией князя.
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году, Андрей Юрьевич, вопреки воле отца и древним лествичным традициям, не поехал княжить в Киев, а был избран князем Ростова, Суздаля и Владимира. Он немедленно перенес столицу из старых городов Ростова и Суздаля во Владимир, на Клязьме. Князь Андрей стал первым русским князем, стремившимся к реальному единоде́ржию (самодержавию), видя в нем единственное спасение от губительных усобиц. Он жестко подавлял боярскую оппозицию, стремившуюся к удельной раздробленности.
Во Владимире развернулось небывалое церковное строительство. Князь хотел сделать Владимир равным Киеву, «вторым Киевом». Он воздвиг кафедральный Успенский собор — один из величайших храмов Древней Руси, богато украсив его золотом и фресками. Построил Золотые ворота по образцу киевских, но с надвратной церковью Положения Риз Богоматери. В Боголюбово был возведен белокаменный дворцовый комплекс и собор Рождества Богородицы. Недалеко от Боголюбова, на месте слияния рек Нерли и Клязьмы, был построен всемирно известный храм Покрова на Нерли — памятник победоносного похода на волжских булгар в 1164 году. Во время этого похода от иконы Владимирской и Честного Креста было явлено чудо, и князь Андрей, в благодарность Богу и в память о видении, установил на Руси новый, дотоле неизвестный Византии, праздник — Покров Пресвятой Богородицы (1 октября по ст. стилю).
В 1169 году, стремясь окончательно перенести центр русской жизни из Киева, князь Андрей послал войска во главе с сыном Мстиславом на Киев. Город был взят и, в наказание за непокорство и усобицы, отдан на разграбление. Этот акт, хотя и трагичный, в церковном сознании того времени осмыслялся как перенос Божественной благодати и столичного достоинства от Киева к Владимиру.
Жесткая политика князя Андрея и его борьба с боярской вольницей привели к трагедии. В его ближнем окружении созрел заговор, во главе которого встали бояре Ку́чковичи, родственники казненного князем за предательство боярина Кучки. В ночь с 28 на 29 июня (по ст. стилю) 1174 года двадцать заговорщиков ворвались в спальню князя в Боголюбском замке. Князь был безоружен (его меч был предательски унесен накануне). Несмотря на это, он, будучи физически сильным, долго сопротивлялся, но был изранен мечами и копьями. Убийцы, думая, что он мертв, ушли, но князь очнулся и попытался скрыться. Заговорщики вернулись и завершили свое кровавое дело.
После убийства в Боголюбово и Владимире начался мятеж. Тело князя-мученика было брошено в огороде. Лишь на третий день его верный слуга-киевлянин нашел тело и, оплакав, отнес в церковь. Только после того, как во Владимир пришел игумен Феодул, обличая народ в неблагодарности, жители опомнились. Тело святого князя было с почестями перенесено во Владимир и погребено в Успенском соборе. Чудеса и исцеления у гробницы князя начались почти сразу. Общецерковная канонизация святого Андрея Боголюбского состоялась в 1702 году. Его святые мощи и ныне почивают в Успенском соборе Владимира.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке