Житие Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида
Святой благоверный князь Глеб (Давид) — один из первых святых, канонизированных Русской Православной Церковью. Он был сыном великого князя Владимира и, по летописным свидетельствам, происходил от «болгарыни», что указывает на его возможные родственные связи с болгарским царским домом. С детства Глеб был неразлучен со своим братом Борисом; вместе они впитывали христианское учение, читая жития святых и мечтая о подвижничестве. Князь Владимир, видя чистоту сердца младшего сына, дал ему в удел город Муром, где Глеб начал свое княжеское служение, основывая храмы и утверждая христианские нравы среди языческого населения.
В 1015 году Русская земля погрузилась в смуту. После кончины Владимира престол в Киеве захватил Святополк. Одержимый властолюбием и завистью, он решил истребить всех наследников отца. После убийства Бориса на реке Альте, Святополк отправил гонцов к Глебу, коварно сообщив, что отец болен и желает видеть сына. Глеб с небольшой дружиной немедленно выступил из Мурома. По дороге, близ Смоленска, на остановке в устье реки Смяды́ни, его настиг гонец от брата Ярослава (будущего Ярослава Мудрого) со страшной вестью: «Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком».
В этот момент святой Глеб оказался перед тяжелейшим духовным выбором. По законам того времени он имел полное право собрать войско и отомстить за смерть отца и брата, вступив в борьбу за власть. Однако Глеб избрал путь, который многим казался безумием, — путь исполнения евангельской заповеди о непротивлении злу насилием. В своей молитве он взывал к Богу, выражая готовность принять чашу страданий. Когда ладья убийц, посланных Святополком, поравнялась с ладьей князя, Глеб кротко смотрел на своих палачей. Главарь разбойников, Горясе́р, приказал повару Глеба, Торчи́ну, зарезать своего господина. Святой был убит ножом, подобно жертвенному агнцу, 5 сентября 1015 года.
Тело страстотерпца убийцы не погребли, а лишь прикрыли хворостом и колодами в лесу. Долгое время место это оставалось в небрежении, однако местные жители замечали знамения: огненный столб, нисходящий с небес, и слышимое ангельское пение. Лишь через несколько лет, когда Ярослав Мудрый разбил войска Святополка и занял Киевский престол, мощи Глеба были найдены. К всеобщему удивлению, они оказались совершенно нетленными, и даже дикие звери не тронули их. С великим торжеством святыню перенесли в Вышгород и положили в храме святого Василия рядом с мощами страстотерпца Бориса.
Почитание святых братьев началось практически сразу после их гибели. Они стали первыми русскими святыми, канонизированными Константинополем. Их подвиг страстотерпчества — это не смерть за догматы веры, а добровольное страдание ради сохранения христианского идеала любви и братства, отказ от участия в кровавой междоусобице. В летописях зафиксированы многочисленные случаи явления святых Бориса и Глеба перед решающими битвами (например, перед Невской битвой святому Александру Невскому или перед Куликовской битвой Дмитрию Донскому), что утвердило их почитание как небесных покровителей и защитников Русской земли.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке