Житие
Авторские жития святого
Святой благоверный великий князь Фео́дор Ростиславич Черный (прозвание «Черный», по одной из версий, означает «Красивый»), Смоленский и Ярославский чудотворец, был личностью поистине неординарной, чья жизнь пришлась на самый тяжелый период русской истории – эпоху татаро-монгольского ига. Он родился в 30-х годах XIII века, предположительно между 1237 и 1239 годами, и был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславича. Его родословная восходит к святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре после рождения Феодора его отец был вынужден бежать в Венгрию, спасаясь от междоусобиц, и юный князь остался на попечении своей матери и дяди.
Первым уделом святого Феодора стал Можайск. Около 1260 года он вступил в брак, имевший ключевое значение для его дальнейшей судьбы. Его супругой стала княжна Мария Васильевна, единственная дочь Ярославского князя Василия Всеволодовича. Этот брак сделал его наследником обширного Ярославского княжества. Вскоре князь Василий погиб в походе против литовцев, а его супруга Ксения (теща Феодора) постриглась в монахини. Таким образом, Феодор Ростиславич стал полновластным правителем Ярославля.
Первый период его княжения был отмечен благочестием и заботой о подданных. От брака с Марией родились дети, однако вскоре княгиня скончалась. Смерть супруги совпала с необходимостью ехать в Золотую Орду́ для получения ханского ярлыка на княжение. Это путешествие затянулось почти на два десятилетия. В Орде князь Феодор завоевал доверие и глубокое уважение хана Менгу-Тимура. Он не только управлял русскими делами в ставке хана, но и был вынужден исполнять обязанности баска́ка – сборщика дани. Это было тяжелое послушание, которое он нес, стараясь всеми силами облегчить участь Русской земли и защитить Православную веру. Его мудрость и честность были столь велики, что хан Менгу-Тимур не только доверял ему, но и предложил ему в жены свою дочь (по другим данным, дочь его могущественного полководца Ногая).
Этот брак был возможен только при условии, что невеста примет Православие. Татарская царевна была крещена с именем Анна и стала верной спутницей князя. В Орде у них родились сыновья – Михаил, а также будущие святые князья Давид и Константин. Святой Феодор основал в Орде православные храмы и способствовал распространению веры среди татар.
Около 1290 года, после смерти хана Менгу-Тимура и с воцарением Тохты, положение князя в Орде изменилось. Он получил возможность вернуться на родину, в свой Ярославский удел. Однако возвращение было омрачено трагедией. За долгие годы его отсутствия в Ярославле выросли его сыновья от первого брака (их имена не сохранились в истории, но в житии упоминается, что они были воспитаны боярами или, по другой версии, первой тещей, инокиней Ксенией). Увидев отца, вернувшегося с татарской женой и детьми, одетым в татарские одежды и окруженным татарской свитой, ярославские бояре и его собственные дети не приняли его. Они отказались впустить его в город, обвинив в том, что он «отатарился» и забыл веру отцов.
Это было страшное испытание для святого. Пережив предательство и отвержение, князь Феодор проявил христианское смирение. Он не стал силой отвоевывать престол, а удалился в Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Его кротость и молитвенный подвиг посрамили его гонителей. Постепенно ярославцы осознали свою неправоту. Сыновья раскаялись и примирились с отцом. Святой Феодор простил их и благословил на княжение, а сам полностью посвятил себя иноческим подвигам. Незадолго до своей блаженной кончины он принял великую схи́му.
Преставился святой князь 19 сентября (по старому стилю) 1299 года. Житие повествует, что в час его кончины в храме, где он молился, во время утрени, псаломщик, читавший кафизму, внезапно увидел, как в церкви стало светло как днем, и множество свечей возгорелось у гроба князя. Сам же князь лежал в своем иноческом облачении, как живой, а от его тела исходило благоухание. Обретение его мо́щей произошло в 1501 году. Мощи были найдены полностью нетленными и стали источником многочисленных исцелений. Канонизация князя Феодора и его сыновей Давида и Константина была подтверждена на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Они почитаются как Ярославские чудотворцы.
Другие святые с именем Феодор
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке