Житие мчч. блгвв
Житие святого благоверного князя Бориса, во святом Крещении Романа, открывает золотую страницу русской агиографии, повествуя о первом прославлении святых в Земле Русской. Рожденный незадолго до Крещения Руси, он был сыном равноапостольного Владимира. Летописи и жития, составленные преподобным Нестором и Иаковом Черноризцем, описывают его как юношу «телом красивого, высокого, лицом круглого, плечами широкого, в чреслах тонкого», но еще более прекрасного душой. Княжа в Ростове, он стяжал любовь народа кротостью и милосердием.
В 1015 году Русь стояла на пороге великой смуты. Борис находился в походе против степняков, когда его настигла весть о смерти отца. Дружина, преданная Владимиру, была готова немедленно возвести Бориса на киевский престол. Однако князь, воспитанный на евангельских идеалах, отверг путь кровопролития. Он понимал, что вооруженная борьба против старшего брата Святополка, пусть и незаконно захватившего власть, приведет к братоубийственной войне, способной погубить молодое христианское государство. «Не хочу я поднять руку на брата своего, да еще на старшего», — ответил он искусителям.
Оставшись на реке А́льте, князь Борис ясно осознавал приближение смерти. Святополк, прозванный Окаянным за свои преступные замыслы, отправил убийц — Пу́тшу и вышгородских мужей. В ночь на 24 июля (по старому стилю) князь не спал. Он приказал священнику служить утреню. В житии сохранились слова его молитвы, в которой он сравнивал свои страдания со страстями Господа и мучениями святого мученика Никиты, прося у Бога сил принять смерть без озлобления. Читая канон, он слышал топот и шепот убийц у шатра.
Злодеи, ворвавшись в шатер, нанесли ему множественные удары копьями. В этот момент верный слуга князя, Георгий У́грин, прикрыл господина своим телом и был убит; убийцы не смогли даже снять с него золотую гривну, отрубив голову, чтобы забрать ожерелье. Раненый Борис, согласно преданию, нашел в себе силы выйти из шатра и обратиться к убийцам с последним словом прощения, после чего был повержен. Его тело, еще подававшее признаки жизни, повезли в Киев. На пути, встретив посланных Святополком варягов, святой получил последний удар мечом в сердце.
Тело благоверного князя было тайно доставлено в Вы́шгород и погребено у церкви святого Василия Великого. Вскоре та же участь постигла и его младшего брата Глеба. Чудеса на могилах братьев начались почти сразу: являлись огненные столпы, слышалось ангельское пение. В 1026 году князь Ярослав Мудрый, утвердившись на престоле, построил в честь братьев пятиглавый храм. Канонизация святых Бориса и Глеба стала актом духовного самоопределения Руси: народ увидел святость не в силе и власти, а в жертвенной любви и незлобии. Они почитаются как заступники Русской земли и небесные покровители князей, подающие помощь в защите Отечества от врагов, но строго карающие за клятвопреступление и междоусобицу.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке