Житие
Житие святого благоверного князя Андрея Васильевича Угличского являет нам пример того, как высокое рождение и власть могут сочетаться с истинным христианским смирением и мученическим венцом. Родившийся 14 августа 1446 года, он был четвертым сыном великого князя Василия II. Получив прозвище «Горяй» (вероятно, из-за горестей, выпавших на его долю, или особенностей характера), Андрей с юных лет был свидетелем кровавых междоусобиц. Став правителем Угличского удела в 1462 году, он показал себя как рачительный хозяин и просвещенный государь. При нем в Угличе началась эпоха каменного зодчества, работали иконописные мастерские и переписчики книг. Особое покровительство князь оказывал преподобному Паисию Угличскому, содействуя расцвету монашеской жизни в своих землях.
Историческая заслуга князя Андрея перед Русским государством неоспорима. В эпоху собирания земель вокруг Москвы удельные князья часто становились препятствием для централизации. Однако в критический час Андрей Васильевич поставил общее благо выше личных обид. Конфликт с Иваном III, возникший из-за ущемления прав удельных князей и спора о праве отъезда, едва не привел к новой междоусобной войне. Но когда в 1480 году хан Ахмат двинулся на Русь, угрожая самому существованию православия и государственности, Андрей Угличский совершил подвиг самоотречения. Он привел свои дружины на берега Угры, примирившись со старшим братом. Летописи свидетельствуют, что именно прибытие свежих сил братьев Андрея и Бориса заставило татар повернуть вспять.
Тем трагичнее выглядит финал жизни благоверного князя. Укрепление самодержавной власти Ивана III требовало ликвидации сильных уделов. 19 сентября 1491 года князь Андрей был вероломно схвачен в Москве, куда прибыл по приглашению брата. Летописец сообщает, что Иван III велел схватить его на пиру, однако, убоявшись народного гнева, сделал это на следующий день. Князя заковали в тяжелые цепи (вери́ги), которые он носил до самой смерти как знак своего мученичества и терпения. Угличский удел был присоединен к Москве, а сыновья Андрея — Иван и Дмитрий — также были брошены в темницу, где провели всю жизнь, скончавшись в заточении десятилетия спустя.
В темнице святой князь Андрей предался сугубому подвигу поста и молитвы, воспринимая заточение как волю Божию для спасения души. Современники отмечали, что он «скорбел не о потере власти, а о грехах мира». Скончался праведник 6 ноября 1493 года. Погребение состоялось в Архангельском соборе Московского Кремля, в усыпальнице Рюриковичей.
Почитание князя началось вскоре после его кончины, чему способствовали многочисленные исцеления. Особое внимание к его памяти возникло в начале XVII века, в Смутное время, когда его гробница была вскрыта, и мощи обретены нетленными. Впоследствии мощи святого были перенесены в Углич, в построенный им Спасо-Преображенский собор. Народное предание гласит, что Иван III перед смертью каялся в грехе братоубийства, но судьба рода Угличских князей осталась одной из самых мрачных страниц становления Русского царства. Церковь же прославила князя Андрея не за политические деяния, а за «незлобие, братолюбие и терпение скорбей», причислив его к лику святых.
Другие святые с именем Андрей
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке